Найти в Дзене
Снежные узоры

Детское движение "Большая перемена" и пионерская организация.Патриотизм и нравственное воспитание.

19 мая - в День пионерии - в праздник, который отмечался в советские времена всей страной, в Госдуму РФ депутатами от всех фракций был внесён совместный законопроект о создании движения детей и молодежи "Большая перемена". Не могу обойти это событие, не высказав своё мнение на этот счёт. Считаю, что необходимость в создании детского движения не только созрела, но уже и перезрела. Актуальность всем очевидна, но не об этом пойдёт речь в этой статье.

Эту статью я хочу посвятить целям создания этой новой детской организации, а вернее, нового движения "Большая перемена" и о том, какие трудности, на мой взгляд, встанут перед достижением некоторых, объявленных в законопроекте, целях. А в самом конце статьи - о названии нового детского движения.

Но сначала нужно немного вспомнить какой была детская пионерская организация в советское время, какая цель стояла тогда. Все, кто когда-то был пионером, помнят об этой прекрасной организации для детей. Но, так как эту статью, возможно, будут читать те, кто в силу своего молодого возраста не успел стать пионером, я включила в эту статью некоторые моменты из деятельности пионерской организации тех лет. К сожалению, молодые люди уже черпнули только негативную информацию о пионерии из художественных фильмов, книг, произведённых специально для очернения всего того, что было в советские времена.

В советские времена цель детской пионерской организации была такая: воспитание детей гармонично развитыми (нравственное, эстетическое, трудовое, научное, техническое, патриотическое, экологическое и др. воспитание) гражданами советского общества, готовых к труду и обороне во имя родного Отечества. При этом всем школьникам страны были даны одинаковые условия для старта развития своих творческих, умственных и физических возможностей. Вся система советской власти была направлена на это: и материально, и морально. Были многочисленные государственные детские внешкольные учреждения (музыкальные, художественные, спортивные школы, Дворцы культуры, Дворцы пионеров, станции юных техников, и ещё огромное количество различных учреждений и организаций), где дети развивали свои способности в бесплатных для них (их родителей) кружках.

В средней школе деятельность пионерской организации была, в основном, направлена на развитие нравственности и патриотизма, традиционных ценностей, коллективизма, взаимопомощи в учёбе, совместных различных мероприятий, как внутри класса, так и в школе в целом (сбор металлолома и макулатуры, тимуровская помощь старикам, организация и проведение праздников в школе и многое другое). Для этого были созданы в классе: учебный сектор, редколлегия, трудовой десант и др. (о структуре пионерской организации в школе я здесь говорить не буду, так как это не входит в тему моей статьи). В каждой школе были Музеи трудовой и боевой славы, с 9 класса - уроки по военной подготовке, сдача комплексов ГТО (готов к труду и обороне), спортивные соревнования, встречи с ветеранами (а часто сами ветераны и были преподавателями в школе), детская военно-патриотическая игра "Зарница".

И вот какой нюанс, какое различие в воспитании детей тогда - в советское время - и теперь. В деле нравственного воспитания помогала не только школа, но и вся культура советского общества в широком понимании этого слова: кино, театры, книжная продукция, а также средства массовой информации - всё было направлено на нравственное воспитание детей.

Таким образом, пионерская организация с помощью государства воспитывала нравственных, творческих, физически развитых детей, которые свой труд будут посвящать Родине. Государство знало, что именно в детях будущее страны, поэтому всячески поддерживало и было одним целым с детской пионерской организацией, была одна общая нравственная идеология, которая, к счастью не противоречила и политической идеологии, которую проводило государство. Дети учились и развивались не только для себя и своей семьи, но и для того, чтобы их труд был на благо родной страны, а Родина всё делала для развития детей - своего будущего - будущего страны. Ведь не зря пели тогда:"Раньше думай о Родине, а потом о себе".

Какие сейчас заявлены цели создания нового детского движения? Высказывается три основные цели движения (с предполагаемым названием "Большая перемена"): развитие талантов, нравственное и патриотическое воспитание, организация досуга, подготовка детей к полноценной жизни в обществе. То есть почти те же цели, какие были и при создании пионерской организации, только общества, в которых реализуются эти цели, разные.

Сразу надо сказать, что писали законопроект представители всех партий Госдумы: депутат Артем Метелев («Единая Россия»), Ольга Казакова («Единая Россия»), Ольга Тимофеева («Единая Россия»), Нина Останина (КПРФ), Анна Кузнецова («Единая Россия»), Борис Чернышев (ЛДПР), Владислав Даванков («Новые люди»), Яна Лантратова («Справедливая Россия» — «Патриоты» — «За правду»), Максим Гулин («Новые люди»), Николай Бурляев («Справедливая Россия» — «Патриоты» — «За правду»), Владимир Исаков (КПРФ), а также члены Совета Федерации Лилия Гумерова («Единая Россия»), Любовь Глебова («Единая Россия») и Галина Карелова («Единая Россия»).

Депутат Госдумы Артём Метелёв высказал такую цель - создание одинаковых условий для творческого развития детей. Таким образом, как я понимаю, будет создана инфраструктура, где дети будут бесплатно развивать свои таланты. Замечательно, если это так. И с этим, я думаю, Правительство справится. Деньги и талантливые взрослые найдутся для исполнения этой цели.

А вот с воплощением двух других целей, я думаю будет очень сложно: нравственное воспитание и патриотическое воспитание (они, кстати, неразрывны друг от друга). Депутат от Челябинской области Яна Лантратова делает акцент именно на патриотическое воспитание: "Если это движение будет под началом Президента, то оно имеет большой потенциал стать весомым шагом в деле патриотического воспитания молодёжи. Это новый курс на патриотизм и возрождение России».

Патриотическое воспитание - замечательно. Но как его осуществлять в современных условиях, в нынешнем обществе? Ведь у нас нет единого мнения о патриотизме даже среди высокопоставленных чиновников. Все понимают этот термин по-разному. Хотя, думаю, определение есть и оно одно. Мне представляется, что патриотизм - это любовь к Родине и труд ради её процветания. А, значит, надо жить и работать на своей земле, там, где родился и вносить свой трудовой вклад в развитие и процветания родной страны.

На мой взгляд, у патриота не должно быть домов, вилл и т.п. за рубежом. Если ты зарабатываешь в своей стране, значит строй здесь свой дом. Всё должно быть в разумных пределах в своём родном Отечестве. И, как следствие этого, патриот не может иметь второе гражданство (тем более, третье, пятое, десятое). Двойное гражданство для патриота - безнравственно. Словом, чтобы быть патриотом, надо любить Родину - жить на родной земле и работать во имя своей страны, для её расцвета. Это высшая точка нравственности - быть настоящим патриотом. Именно такие патриоты должны занимать государственные должности. Они - пример, для подрастающего поколения. Такой патриот, конечно, будет защищать свою Родину, где его дом, семья, земля, за которую сражались его предки, где могилы его родителей, дедов и прадедов.

Поэтому, в советские времена было дикостью, неуважением, предательством по отношению к своей Родине поступки тех, кто переходил границу и оставался в чужой стране. Но это было большой редкостью. Их никто не выгонял, они сами так решили, считая, что "хорошо там, где их нет". И такие люди резко осуждались в стране (например, фигуристы Белоусова и Протопопов).

Советские государственные деятели за границей не имели домов, бизнеса и т.п. Кстати, тоже самое было и в царские времена. Вся знать, их дети и внуки и т.д. имели поместья, дома только в России. Русское высшее общество выезжало за границу на лечение, воды, путешествия, могли пожить за границей какое-то время, но, снимали жильё, а не покупали там дома. Родина у знати и у народа была одна, в этом было их единство. Поэтому, когда враг нападал на страну, народ и государство были едины в едином порыве, защищая свою землю.

Редко, но ездили учиться за границу молодые люди из дворян, но с условием обязательного возвращения и приложения полученных знаний на пользу Отечеству. Вспомним Петра I, который отправлял дворянских детей за границу выучиться какому-нибудь делу, в котором европейцы преуспели, для пользы России -матушке. И, конечно, те возвращались, как повелевал им сам царь Пётр I.

Что творится сейчас, так это просто, мягко выражаясь, очень странно по сравнению не только с советскими временами, но и с дореволюционными. Никогда не было таких "патриотов" как сейчас, начиная от высокого ранга чиновников и олигархов и, заканчивая выпускниками профессиональных учебных заведений. Ладно, если дочь вышла замуж за иностранца - "куда иголка - туда и нитка". Но куда едут молодые: неженатые и незамужние? Кроме того, поощряется российской властью выезд на постоянное место жительство за границу не только детей, членов семьи людей, занимающих государственные посты, но и специалистов, учёных, выпускников профессиональных учебных заведений. Учатся у нас бесплатно, то есть занимают бюджетные места, а потом уезжают работать на чужую экономику, на развитие других стран. И в этом они, власти, не видят ничего плохого, как не однократно говорилось на самом высоком уровне.

А может ли развиваться любовь к Родине в государстве, где в средствах массовой информации, Интернете, показываются свободно фильмы или выходят статьи, порочащие великих русских деятелей: писателей, поэтов, учёных, космонавтов и т.д.? Это как? И кто эти русофобы? И не надоело ли постоянно говорить о репрессиях, обижаться на Ленина, Сталина. Надо давно помирить белых и красных. И чтить свою историю, историю наших предков. Представьте, если бы в советские годы только бы и говорили о казнях, какие проводились в царское время (смертную казнь там никто не отменял), безостановочно рассказывали бы во всех средствах массовой информации сколько человек казнили на лобном месте в Москве, сколько было отправлено на каторгу, сколько было повешено (как сейчас не умолкают средства массовой информации о сталинских репрессиях), сколько расстреляли народа 9 января 1905 г.и т.д. и т.д.

Мы, советские дети - октябрята и пионеры смотрели только вперёд, нам не талдычили ежедневно по телевидению, радио, на пионерских и комсомольских слётах о царских репрессиях, все смотрели только вперёд и мечтали, что на земле будут расти новые города - "через четыре года здесь будет город-сад", а на Марсе "будут яблони цвести", мы радостно шли с весёлыми песнями, фильмами по светлой дороге.

Таким образом, чтобы воспитывать детей в духе патриотизма надо: сменить парадигму самой власти в вопросе патриотизма в обществе и 1) разобраться по поводу двойных гражданств, которых у государственных чиновников и их ближайших родственников не должно быть; 2) принять меры по прекращению потока "утечки мозгов" за границу, не считать, как это делают чиновники самого высокого ранга, что, если уезжают молодые люди с высшим и средним специальным образованием из нашей страны для работы в пользу экономики и хозяйства зарубежных стран, то это, якобы, хорошо, что "ничего плохого в этом нет"; 3) принять закон, который бы призывал к ответственности фальсификаторов истории и клеветников на представителей русской культуры, науки, общественных и военных деятелей в прошлом, на национальные особенности русского народа.

И последнее - о воспитании нравственности наших детей, как одной из целей создания детского школьного движения . Я вот тут в Дзене прочитала небольшую статью верующей женщины. Она опасается, что, если "Большая перемена" - аналог пионерской организации, то это будет атеистическая, мол, организация, стало быть, православным верующим детям с ней не по пути. Думаю, что это совсем не так. Одно другому не мешает. Может быть в самом начале создания пионерии, считалось, что пионерский галстук и крестик несовместимы, но в моё пионерское детство (конец 60-х-нач.70-х гг.) никто об этом и не спрашивал. Так что я, например, спокойно носила и галстук пионерский, и крестик, конечно, нательный крестик, который никто не видел (в основном, крестик лежал в шкатулочке ). Родители меня крестили в младенческом возрасте.

Мне представляется, что эта детская организация как раз будет объединять детей разных верований и национальностей. У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, но нет единой нравственной идеологии. Так вот и надо начать хотя бы с детской организации и создать единую нравственную идеологию для всех детей, не противоречащую ни одной религии; единые, так сказать, заповеди (законы, правила и т.п.) для всех участников. Это детей будет только объединять, а не разъединять.

С нравственным воспитанием тоже, что и с патриотическим. То есть, если в пионерской организации будут воспитывать нравственные принципы, а в средствах массовой информации, в книжной продукции, в самом обществе будет другое, в том числе, в свободном доступе в Интернете разные безнравственные сайты, вплоть до порнографии, а на какие-то разрекламированные форумы будут приглашаться геи, разве будут положительные итоги такого нравственного воспитания?

И ещё хочу сказать вот о чём. В последние годы, на экраны и кинотеатров, и телевизоров, вышло много фильмов, порочащих пионерскую организацию, пионерские лагеря. Одно сплошное враньё. Я пять лет по три сезона ездила в пионерский лагерь с мамой и сестрой и ничего подобного там не было. Но не только выходят на экраны лживые материалы о пионерском лагере, но выпускаются и книги, которые рекламируются в Интернете, составляются анонсы в тик-токе и т.д.

Вот недавно (в апреле) вышло уже второе издание книжки (150000 экземпляров!!!) "Лето в пионерском галстуке" (кстати, в пионерском лагере пионерский галстук одевали только два раза: на торжество - линейку по случаю открытия сезона и по случаю закрытия сезона; каждый день никто в лагере галстук не носил, так что даже в названии книги-враньё), которую написали две особы, одна из которых из Харькова (живёт в Москве), другая в интервью не называет место своего рождения. Самое интересное, что эти авторши книги никогда не были в пионерском лагере (по возрасту не успели), а книга пропагандирует гомосексуальные связи, рассказывая, якобы о любви между подростком и пионервожатым. Ужас да и только. Появились фанаты книги. Интервью, встречи с читателями-подростками, вовсю идут обсуждения в Интернете. Как это может быть вообще? Как может быть, что в Москве существует издательство "Popcorn Books", которое выпускает книги о нетрадиционной ориентации и читают их дети? А ведь и наша Конституция, и Федеральные законы запрещает подобную пропаганду. Слушайте, если у нас даже в Конституции прописано, что мы признаём только традиционную семью, а не семью, полученную в результате какого-то больного воображения больных политических деятелей на Западе, то почему вообще не запретить эту информацию, вне зависимости от возраста и всех мероприятий, связанных с этим явлением. От слова "совсем", запретить совсем всякую информацию, массовые мероприятия без всяких +18 и т.п. Ведь в магазинах книги продают подросткам, не глядя на маркировку, и на возраст детей.

Считаю, что правовая ответственность за выход из печати такой книжонки лежит не только на самом издательстве и авторах, но и на Министерстве цифрового развития, так как по определению оно должно осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности и в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. (п.1 "Положения о Минцифре РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г., № 418 с изм.и доп.до 2021 г.). Почему же Министерство не выполняет свои функции в деле защиты детей от пагубной (иногда смертельной) информации для детей. Это уже другой вопрос, которым должны заняться соответствующие властные органы, что было бы совершенно справедливо.

Таким образом, задумка организовать детское движение, на мой взгляд, замечательная, но как будут воплощаться цели создания этого движения в обществе, где взрослые не выполняют свои прямые функции по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью детей и их развитию, если у многих взрослых во власти весьма странные взгляды на патриотизм?

Поэтому, как я сказала в начале статьи, воспитывать детей нелегко, когда Интернет, телевидение, книжная продукция, средства массовой информации заполнены такими вещами, которые не только мешают воспитывать детей, прививая им традиционные ценности, но и часто способствуют психическим расстройствам детей.

И ещё, о чём хочется сказать - это о названии движения "Большая перемена". Это название, на мой взгляд, не очень подходящее. Во-первых, сразу приходит на ум советский фильм "Большая перемена", фильм хороший, но он о взрослых уже людях, которые учились в школе рабочей молодёжи (ШРМ). Во-вторых, как в таком случае будут называться дети, участвующие в этом движении? В пионерской организации были пионеры.

Может быть, придумать другое название, например, "Парус" или "Алый парус", или "Мечта", "Весна". Если "Мечта", то дети движения будут называться мечтателями. По-моему, даже очень здорово. Когда ещё мечтать, если не в детстве. А, если "Парус" или "Алый парус", тогда дети - искатели, например, или как-то по-другому.

Фотография в статье из свободных источников в Интернете. Спасибо авторам.