Нет ни малейших шансов, что мы в обозримом десятилетии узнаем, как функционирует наш мозг. При том, что во всём мире на эти исследования тратятся несметные миллиарды. Это мощнейшие проекты, которые идут в Соединённых Штатах, в Азии, в частности, в Китае, в Европе. Лучшие университеты во всём мире этим заняты. Почему? Потому что тот, кто выиграет в этой гонке, он победитель сразу всего.
Мозг – самое сложное из всего, о чём мы имеем хоть какое‑то представление
Миллионы нейронов – основа нервной системы, что и составляет нейронную сеть. Когда я смотрю на такие вещи, я просто немею от ужаса потому, что не понимаю, как по такой сети сигнал может хоть куда‑то прийти. Но он приходит. Если все тонкие ниточки вытянуть в одну, можно 68 раз облететь вокруг Земли или семь раз долететь до Луны и обратно вернуться. Вот такая сеть находится в голове каждого из нас, независимо от того глупый или умный человек – это другой вопрос. У каждого из этих нейронов, а их приблизительно 85 миллиардов, может быть до пятидесяти, а то и ста тысяч соединений с другими частями мозга. Если это умножить, то получится квадрильон соединений. Это запредельное число.
Я вижу насквозь потенциальных убийц!
Предположим, я прихожу в судебные инстанции и говорю: «У меня снимки мозга вот этих людей, и по ним видно, что они потенциальные убийцы». Потому что у нас есть база данных снимков мозгов реальных людей, и это всё очень похоже. Вот что с этим дальше делать? Этот человек никого не убил и, возможно, не убьёт никогда. Что, мы должны его в клетку посадить? А как презумпция невиновности? Короче говоря, эти мозговые вещи ставят тяжёлые вопросы. На них трудно отвечать.
Во Флориде машина-беспилотник сбила человека. Встаёт вопрос – кто виноват? Владелец, изготовитель или тот, кто её придумал?
Что касается искусственного интеллекта, правовая сторона вопроса никак не проработана. Это вопрос мирового масштаба. Не хочу пугать, но хочу, чтобы вы понимали, что такие опасности есть.
Компьютер много лет назад обыграл в шахматы Каспарова. Тогда все содрогнулись – вот теперь мы приехали! Лучший мозг планеты железяка обыгрывает! Когда очнулись, стали анализировать, решили, что всё не так страшно. Потому что это нечестная игра. Искусственная система обладает огромной памятью, более того, она была натренирована, я бы сказала, надрессирована на конкретного игрока. Эта система знала каждый ход Каспарова с того момента, как он взял в руки пешку. Она знала про него больше, чем он сам про себя. Кроме того, она не нервничает, она не устаёт и ни у какого человека нет такой памяти.
Потом решили, что шахматы – это сложная история, но это не более чем перебор операций. Машина делает это лучше. Но машина не возьмёт игру го (логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, где требуется интуиция – прим.) потому, что там это не просто перебор операций, потому что это не алгоритмы. Ну что, взяла – компьютерная программа AlphaGo обыграла Ли Седоля – одного из лучших игроков в эту игру в мире. Но дело не в игре. Дело в мощи этих устройств. Они наступают на нас. Они делают вещи некомпьютерного типа. Игра в го – это то, во что они не должны лезть. Сейчас созданы системы, которые за 24 часа самообучаются играть и в шахматы, и в го до такого уровня, что обыгрывают любого человека. *
Фантастическое путешествие в мозг
В своем романе Фантастическое путешествие Айзек Азимов с помощью приёма миниатюризации оригинально проникает в человеческий мозг. Сюжет романа развивается следующими образом. Жизнь ученого в опасности. Спасти его может только хирургическое вмешательство. Но обычная операция на мозге вряд ли приведет к какому-то положительному результату. И потому специальная подводная лодка с экипажем из врачей-ученых уменьшается до размеров молекулы и шприцем впрыскивается в вену.
Путешествие по кровеносным сосудам - уже реальность
Том Окcли продолжает:
мы уже знаем, как путешествовать по кровеносным сосудам. Мы занимаемся этим уже 40 лет, в основном обращаясь к сердцу. Если у кого-то из присутствующих сегодня был сердечный приступ, есть довольно большая вероятность, что вам поставили стент. Стент - это металлический каркас, доставляемый через катетер, который раскрывается подобно цветку в кровеносный сосуд. Миллионы стентов доставляются каждый год не в операционную, а в катетерную лабораторию.
В настоящее время в лаборатории катетеризации принято проникать в мозг по кровеносным сосудам. И есть 2500 врачей, которые теперь могут проложить свой путь к мозгу. Но что действительно удивительно в этом, так это то, что для ИМК мы уже знаем, что устройства можно оставить внутри кровеносного сосуда, клетки разрастаются над ним, встраиваются в стенку, как татуировка под кожей, и мы защищены от этой иммунной реакции.
Итак, что нам нужно было сделать, так это придумать способ установить датчик, подключенный к этим поперечным соединениям стента, который мог бы регистрировать эту мозговую активность. Для этого нам пришлось полностью перестроить производство стентов. Это и есть конечный результат. Я думаю, что это очень красиво. Затем подключите его к кабелю, который выводит информацию из мозга, и сделайте все это таким образом, чтобы ее можно было доставить в лабораторию cath. Таким образом, мы можем сделать BCI доступным не для тысяч людей, а для миллионов людей, которым нужна эта технология.
Военное применение
Но что, если получится подключить интерфейс машины напрямую к мозгу, минуя тело? Именно для этого DARPA активно финансирует инициативу Next Generation Nonsurgical Neurotechnology (или просто N3). Цель N3 - создать систему управления техникой (в том числе и оружием), способную взаимодействовать с мозгом человека напрямую.
Согласно IEEE Spectrum, DARPA экспериментирует с «магнитными полями, электрическими полями, акустическими полями (ультразвуком) и светом» в качестве средства контроля над машинами.
Ссылки
- а также Интерфейс мозг компьютер A Brain Implant That Turns Your Thoughts Into Text | Tom Oxley | TED
- канал TED? диалог A Brain Implant That Turns Your Thoughts Into Text | Tom Oxley | TED 22 апреля 2022
- IEEE Spectrum, 21 марта 2019