Найти тему
Пограничный контроль

Кто боится «новую этику»?

Случилось то, чего во всем мире все так долго ждали. Нет, к сожалению, не то, о чем вы подумали. А просто Джонни Депп выиграл суд у своей бывшей супруги Эмберд Херд по иску о клевете, и вся прогрессивная общественность очень рада.

Почему эта победа в суде так важна? Потому что, как я уже писала вскользь, это дело символизирует борьбу «новой этики» со старыми этическими представлениями, основанными, во многом, на стереотипах.

Причем, что интересно, и начиналось оно ровно таким же образом, а в итоге повернулось совсем по-другому. Это дело – не просто дело «новой этики», а дело уже «мета-новой этики», показывающее, что использовать механизмы «новой этики» для того, чтобы отстаивать архаичную хтонь, бессмысленно и смешно. Делать вид, что ты борешься со стереотипами, а на самом деле, отстаивать и защищать эти стереотипы – не просто бессмысленно и смешно, но еще и этически осуждаемо. Решение суда, совпадающее с этическим осуждением – прекрасное бинго, закрепляющее определенную стадию развития этики и помогающее этике идти дальше.

cerse.net
cerse.net

О чем, собственно, речь?

Как я уже сказала, так называемая «старая», а на деле просто архаичная этика основана на стереотипах. Начальник всегда прав, старших надо уважать, молодо-зелено, женщинам место на кухне, кто сильней – тот и прав, и прочее, и прочее, продолжите сами. Человек архаики, не вдумывающийся в значения слови понятий, привык строить свою этическую модель на стереотипах. Для него это не только удобно, но и выгодно – многие из этих стереотипов помогают творить всякую дичь, и при этом оставаться безнаказанным и не осуждаемым общественностью.

Ну вот, например, как депутат Госдумы, ныне глава ЛДПР вместо покойного Владимира Вольфовича, в свое время прославился приставанием к журналисткам, а ему ничего за это не было – комитет по этике Госдумы не нашел в его действиях ничего предосудительного. Подумаешь, позаигрывал с девушками, да им приятно должно быть внимание такого статусного мужчины.

discover24.ru
discover24.ru

Или, например, какой-нибудь дедушка или бабушка оскорбляет вас в транспорте, а вы не смейте возмущаться – старших надо уважать. Или вот ваш ребенок высказал свое мнение на уроке истории, ему поставили за это неправильное мнение двойку, а вы его еще и отлупили дома – учитель ведь всегда прав.

Новая этика подразумевает, что осуждать нужно агрессора – вне зависимости от того, старый он или молодой, депутат или охранник в супермаркете, учитель или нет. Статус, возраст, пол, общественное положение, ориентация, национальность и даже моральный облик участников конфликта никакого значения не имеет – важен только сам факт агрессии, «очищенный» от стереотипических представлений и предвзятых оценок.

И осуждается этот факт агрессии релевантно – то есть в соответствии с тяжестью агрессии. Ложь, мошенничество, использование служебного положения, физическое насилие находят в новой этике возмездие в соответствии с тяжестью деяния. То, что нельзя осудить в правовом поле, осуждается репутационно – и человек несет все издержки, связанные с этим.

Что, в моем понимании, попыталась изначально сделать Эмбер Херд с точки зрения этики? Построить свой развод и финансовые споры с бывшим мужем на якобы развенчании стереотипа о богатом и знаменитом мужчине. «Вы, конечно, будете на стороне Джонни, потому что он богат и знаменит, и будете предвзяты ко мне, к бедной девушке, отвратительные вы гнусные ханжи!» - сказала миру Эмбер.

buzzfeednews.com
buzzfeednews.com

Мир не захотел быть ханжой и повелся, однозначно закэнселлил Джонни, лишив его, в частности, роли во франшизе «Фантастические твари». А Эмбер торжествовала в качестве морального победителя, по факту закрепив в общественном мнении архаичный стереотип о бедной, обиженной богатым мужчиной девушке. На стереотип повелся даже Джонни, покорно стерпевший кэнселлинг, пока его не осенило, что это – такой же стереотип, как то, что он богатый бездушный абьюзер. И, собственно, последний процесс, со всеми его деталями, это развенчание стереотипа о бедной невинной обиженной девушке закрепил – девушка оказалась не только не бедная, но и не такая уж и обиженная.

В новой этике каждый агрессор получает свое. И, конечно, любой агрессор боится новую этику как огня. Не бояться ее могут только люди с чистым сердцем и совестью. Да, они могут делать ошибки, они могут желать власти и денег – все мы человеки. Но люди новой этики выбирают для этого средства, способны признать свои ошибки и искренне раскаяться в них. В то время как архаичный агрессор будет до последнего защищать себя стереотипами.