20-е годы прошлого века. Об истории публичных домов дореволюционного Новониколаевска мы вам рассказывали ранее. После волны революции в Сибирь пришла новая эпоха, в которой женщинам отводилась особая роль. Наравне с мужчинами они имели право на образование и голосование, могли делать аборт и сами выбирать сексуального партнера для свободных отношений. Такая свобода была недолгой, но яркой и оставила после себя множество следов в современном Новосибирске.
Отсверкали яростные огни революции. Сибирские женщины становились более раскрепощенными, образованными, смелыми. У женщин в СССР у одних из первых в мире появилось право на голосование и право на аборты, что было немыслимо в то время в европейских странах. Об этом нам рассказывает куратор экспозиции музея секса в Новосибирске Карина Ляникова.
«Уже не должно было существовать такого мещанского конструкта как флирт. Если у товарища есть сексуальные потребности, то это не нужно прятать, об этом нужно заявлять, - говорит гид. – Например, красавице-комсомолке понравился молодой человек. Она не идет с ним венчаться или замуж, она не планирует с ним дальнейшую жизнь. Она говорит: «Товарищ! Вроде мы нравимся друг другу, давай сегодня мы будем условным мужем и условной женой, а завтра нам не понравится, найдем другого мужа и другую жену». То есть, была такая идея в обществе, но она была не повсеместна. В деревнях как жили до, так жили и после».
Но в городах такая идейная свобода не могла остаться незамеченной, тем более, в таком молодом, стремительно развивающемся бывшем Новониколаевске, ставшим после революции Новосибирском. Впрочем, такая идея как «условная жена и условный муж» просуществовала недолго.
Но именно в это время начали появляться так называемые дома-комунны. Они были примечательны тем, что женщины, жившие в нем, не должны была тратить свое время на работы по хозяйству – все личное пространство в нем оставалось минимальным в угоду пространству общественному.
Отныне с женщины сняли клеймо кухонной рабы, она должна была строить светлое будущее коммунизма наравне с мужчинами. Агитационные плакаты той эпохи тому пример: «Женщина, на паровоз!», «8 марта – день восстания работниц против кухонного рабства!», «Труженица Востока! Раскрепощай себя! Иди в производство, вступай в колхоз!», «Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления!» и «Каждая комсомолка обязана идти ему навстречу, иначе она мещанка».
Стирать одежду полагалось в прачечных, детей отдавать в детские сады, даже ванн и душевых в таких домах не было – мыться отправлялись в общественные бани.
В домах-комуннах даже кухонь не было предусмотрено, как, например, в одном из самых ярких памятниках конструктивизма в Новосибирске – Доме под часами. Завтракать, обедать и ужинать предлагалось на фабриках-кухнях. Их в Новосибирске было три: это нынешний заброшенный ДК им. Клары Цеткин на Котовского, ДК им. Геннадия Заволокина и магазин «Пятерочка» в старинном здании на улице Челюскинцев неподалеку от вокзала «Новосибирск Главный».
Кстати, любопытна печальная история ДК им. Клары Цеткин, который сами новосибирцы нежно называют «Кларушка». Тогда он назывался клуб «Сибтекстильмашстрой». Старейший дом культуры был открыт в 1933 году, здесь проходила вся основная культурно-досуговая жизнь жителей левобережья. Сегодня ступени ДК поросли травой, здание готовят под снос. Оно находится в аварийном состоянии и пустует. По оценкам экспертов его реконструкция обойдется бюджету города не менее, чем в 450 млн рублей. ДК им. Клары Цеткин сложно реконструировать из-за близости старых жилых домов.
А в доме культуры им. Заволокина до сих пор остались рельсы – по ним когда-то доставляли на фабрику-кухню уголь для отопления и производства.
Вернемся к жизни женщин в послереволюционное время. Любопытный аксессуар тех времен – косынка на головах женщин. Ее повязывали на манер современной банданы словно в отрицание платка на головах женщин в царской России, когда их повязывали под подбородком. «Это символ того, что женщины освобождаются, им ничего не мешает, даже волосы. А еще косынку легко снять, и тогда можно увидеть модную в то время прическу – каре», - продолжает гид Карина Ляникова.
Такая свобода, такой разгул не мог быть постоянным. Комсомольцы начали блюсти целомудрие. И ближе к 30-м годам появились 12 половых заповедей революционного пролетарита.
Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата
- Необходимо половое воздержание до брака, а брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (20-25 лет)
- Половая связь — лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви
- Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих
- Половой акт не должен часто повторяться
- Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия
- Любовь должна быть моногамной, моноадриатической (одна жена, один муж)
- При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка — вообще помнить о потомстве
- Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания
- Не должно быть ревности
- Не должно быть половых извращений
- Класс, в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов: половое во всём должно подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всём его обслуживая
А вы согласны с этими заповедями? Пишите ответ нам в комментариях!