Найти тему
Франс - мон амур

Жизнь в цвете ультрамарин

Совсем недавно я открыла для себя этого удивительного художника-импрессиониста. Фридрих Карл Фриске – американец по происхождению, но, несомненно, француз по духу. Именно во Франции он находит и оттачивает свой художественный стиль, участвует в выставках, получает заказы, женится и… остается навсегда. Франция становится его вторым домом.

Девушка в голубом
Девушка в голубом

Особое место в жизни Фриске занимает достаточно известное в Нормандии местечко – деревня Живерни. Здесь, еще с 90х годов XIX века, сложилась целая колония художников-импрессионистов. Немало среди них было американцев - Джон Сингер Сарджент, Уиллард Меткалф, Луис Риттер, Теодор Вендель, Теодор Робинсон, Джон Лесли Брек. Франция, как родина импрессионистского течения в живописи, была в ту пору в моде в США. В Живерни их привлекала удивительная живописность здешних мест, возможность работать на пленэре, жить простой сельской жизнью.

В 1905 г. Фриске в первый раз приехал в Живерни, а потом каждое лето, начиная с 1906 г. по 1919 г., он арендует здесь дом. Справедливости ради хочу заметить, что первооткрывателем местных красот стал известный французский импрессионист Клод Моне. Говорят, что эти благословенные места он увидел из вагона поезда. Спустя какое-то время художник вернулся в Живерни и арендовал дом. Надо сказать, что Моне не очень-то общался с колонистами. Вот и с Фриске приятелями они не стали, не смотря на то, что были соседями.

Близость метра французской живописи никак не повлияла на собственный стиль Фриске. Один из американских искусствоведов даже придумал специальный термин, обозначающий его особую манеру письма – «декоративный импрессионизм". Позже, в одном из интервью Фриске говорил: "Ни один художник школы [импрессионистов] не оказал на меня влияния, кроме, возможно, Ренуара". Действительно, его женские образы с чувственно-округлыми формами имеют определенное сходство с творениями Огюста Ренуара.

Главная художественная задача, которую живописец всю жизнь пытался решить, заключалась в переносе на полотно тончайших нюансов солнечного света. Он говорил: "Больше всего меня интересует солнечный свет, цветы в солнечном свете, девушки в солнечном свете, обнаженная натура в солнечном свете. Если бы я только мог воспроизвести его в точности таким, каким я его вижу, я был бы счастлив".

"На берегу"
"На берегу"

В 1914 году в связи с вступлением Франции в Первую мировую войну художественную колонию в Жеверни покинула большая часть художников. Но Фриске до 1919 года продолжал приезжать на лето в Нормандию. В 1920 году он купил ферму в Ле-Мениль-сюр-Бланжи, где и провел остаток своих дней. Умер живописец в 1939 году.

Всю жизнь Фриске гнался за эфемерной красотой ускользающего мгновения, пытаясь запечатлеть на полотне ежесекундно меняющийся мир. Его "декоративный импрессионизм" пытался примерить академическую манеру письма с импрессионистским виденьем мира. За внешней красивостью образа стоит неподдельное восхищение художника окружающим миром. Причем восхищение это относилось, как к миру в целом, так и к его собственному маленькому миру, включающему жену и единственную дочь. Несчетное число раз Фриске рисовал свою супругу Сару Энн, свой дом с зелеными ставнями в Живерни, свой сад. Это то, чем он не уставал восхищаться всю жизнь.

"В библиотеке"
"В библиотеке"

В подборку картин художника, которые вы видите в этой статье, я специально включила только те, которые запоминаются удивительным голубым цветом ляпис-лазури. Его еще называют «ультрамарин» - пульсирующий, магический колор.

"В саду"
"В саду"
Друзья, если вам понравилось, поставьте, пожалуйста, лайк. Буду рада, если вы подпишитесь на мой канал. Обещаю много интересных статей, связанных с культурой и историей Франции.
Если остались вопросы или есть замечания по теме сегодняшней статьи, пишите, рада поболтать с вами в комментариях.

#изобразительноеискусство #франция #искусство #культура #художники