Найти в Дзене
Роман Brysew Шабанов

Римляне: Ни равные, ни одинаковые

Римляне: Ни равные, ни одинаковые
Римляне: Ни равные, ни одинаковые

Жизнь юных граждан Рима — по крайней мере, тех, кто избежал «продажи» — была более спокойной нежели жизнь сына Цезаря и Клеопатры. После рождения, признания отцовства и других ритуалов жизнеспособный ребёнок получал амулет, который хранил до подросткового возраста, а на восьмой день — девятый для девочек — имя.

Порученный заботливой няне или объект внимательного родительского ухода, новорождённого пеленали и постепенно освобождали пелёнки, чтобы сформировать его тело: круглая голова, тонкие конечности и широкие бедра у девочек, чьи будущие роды должны были стать легче. В возрасте семи лет все дети шли в школу, где магистр обучал их основам: чтению, письму и арифметике. В возрасте одиннадцати лет бедняки начинали свою трудовую жизнь, в то время как богатые — в частности мужчины — продолжали своё обучение у grammaticus, вольноотпущенника, который знакомил их с науками и греко-латинскими авторами. Некоторые ходили к rhetor, чтобы научиться ораторскому искусству. В семнадцать лет, во время празднования, похожего на второй день рождения, мальчики оставляли свои игрушки и тогу, отороченную пурпуром, чтобы надеть безупречную мужскую тогу гражданина. Те, кто мог себе это позволить, отправлялись в Афины, Родос или, во времена империи, в знаменитую юридическую школу Берита (сегодня Бейрут). Затем они делали политическую, военную или купеческую карьеру и женились на женщине своего ранга, часто моложе и гораздо менее образованной.

Девочкам, даже самым обеспеченным, было разрешено выходить замуж с двенадцати лет, и примерно в этом возрасте они прекращали учёбу. Однако они могли научиться танцевать или играть на музыкальных инструментах, чтобы развлекать своих мужей. Хештег MeToo ещё не придумали...