Приветствую тех двух-трёх человек, что эту статью прочитают!
Сразу оговорюсь, что моё мнение - это просто мнение, и я не претендую на истину в последней инстанции.
На днях я дочитала роман М. А. Булгакова "Белая гвардия", и хочу поделиться впечатлениями от прочитанного.
В романе повествуется о семье Турбиных - представителей русской интеллигенции. Как я узнала впоследствии из Википедии, у большинства из них были реальные прототипы - родственники и знакомые писателя. В целом роман автобиографичен, и это заметно (это было заметно даже мне, человеку не знакомому на тот момент с историей создания романа и даже с биографией автора; да простят меня учителя литературы): все события в книге описаны так, что не возникает никаких сомнений в их реальности.
И дело не только в исторических событиях, происходивших в Киеве (в романе он назван просто - Город) 1918 года, описанных в произведении, всё дело в логике и атмосфере происходящего. Обычно (в большинстве тех книг, что я читала) в художественной литературе соблюдается определённая структура, композиция сюжета: все ниточки, все сюжетные линии ведут к определённому финалу. Здесь же жизнь просто идёт своим чередом, своим нелогичным, абсурдным путём. Многие могут возразить: "Белая гвардия" задумывалась как трилогия, а написана была только первая часть, и из-за этого многие сюжетные линии кажутся незаконченными, поставленными на паузу. Но есть одно "но": роман и начинается так, будто читатель уже давно знаком с его героями, и поначалу я честно думала, что где-то должна быть предыстория.
Но предыстории не было. И это и минус и плюс одновременно: смотря как на него посмотреть. Отсутствие предыстории персонажей поначалу вызывает недоумение: происходит что-то сумбурное, и не ясно даже, кто все эти люди, что они здесь делают, и почему я вообще это читаю (именно этот вопрос у меня возникал). Но потихоньку, деталь за деталью, Булгаков даёт раскрыться своим персонажам.
Всё самое интересное (по крайней мере с моей точки зрения) начинается ближе к середине романа, когда войска Петлюры атакуют Город. И вот тут становится ясно, кто из персонажей каков характером. И в свете этих событий роман действительно становится романом-реквиемом (как он назван в статье в Википедии).
Начиная с взятия Города роман перестаёт быть сосредоточен на судьбах конкретных людей: теперь это единая трагедия гражданской войны. И это действительно страшно... Страшно красиво написано.
Автор явно не ставил цели заставить читателя сопереживать отдельным персонажам (тут даже нельзя выделить конкретных главных героев) - сопереживать пришлось всему народу. Это очень мощно.
Но больше всего мне понравилась последняя глава, именно сцены, где разные персонажи видят сны - о прошлом, настоящем, будущем. Эти сцены производят какое-то странное, светлое впечатление, несмотря на достаточно мрачные события романа; они светят тёплым, слегка красным светом.
Подведу итог: если оценивать данное произведение, то я бы поставила 9/10 (1 балл я отняла из-за сумбурного начала романа).
Если вы хотите прочитать что-то об исторических событиях глазами простых людей, что-то похожее на светлую грусть, то эта книга точно для вас. От неё не надо ожидать пафоса и великих свершений: всё-таки это реквием... и новое начало.