В зале заседаний Дома правительства повисла гнетущая тишина. Что-либо возразить на доводы отставного генерал-полковника авиации Александрова было сложно.
Заместитель председателя Правительства Глазков сделал попытку встать на защиту бизнесменов от гражданской авиации. Он не имел соответствующего авиационного образования, при этом счёл возможным высказать своё мнение в предметной области, в которой был, мягко говоря, не силён.
(начало этой истории - здесь)
Обласканный связями своих знаменитых предков из числа партийных вождей, он быстро поднимался по карьерной лестнице и умудрился в тридцать с небольшим войти в состав первых лиц правительства.
«Иван Владимирович, всё, что вы сейчас изложили, интересно и не более того. Ваша предвзятая позиция, на мой взгляд, основана на обиде за то, что Вас в своё время попросили из Федеральной службы воздушного транспорта. Я так понимаю, что ничего конкретного для повышения доходности авиационного транспорта Вы предложить не в состоянии, а поэтому…», - Глазков не успел договорить.
Александров поднялся со своего места и хорошо поставленным командирским голосом спокойно доложил:
«Для начала давайте вернёмся к истории создания гражданского воздушного флота, именуемого до недавнего времени ГВФ. Целеполагание предусматривало осуществление воздушных перевозок грузов и граждан…»
Глазков вмешался, перебивая отставного генерала: «Мы и сейчас занимаемся этим. Что изменилось?»
«Арсений Борисович, я попрошу меня не перебивать! Имейте уважение к человеку, отдавшему авиации сорок пять лет. Более того, я вас значительно старше по возрасту и не позволю со мной общаться таким тоном. А посему, если Вы действительно всерьёз намерены разобраться в проблемах гражданской авиации, потрудитесь набраться терпения и выслушать до конца, делая соответствующие пометки в блокноте…»
После таких слов воцарилась звенящая тишина. Всего за несколько секунд с ряда физиономий исчезло наглое выражение, кое-кто приосанился и взялся за карандаш. Некоторые невольно стали подтягивать галстуки и застегивать пиджаки на все пуговицы…
Генерал окинул взглядом присутствующих и продолжил: «Вся работа вокруг гражданской авиации с недавнего времени ведется с одной лишь целью – получение сверхприбыли…
Вы абсолютно правы, Арсений Борисович, когда затронули мои качества предпринимателя. Да, они отсутствуют напрочь. Но авиационную безопасность никто и никогда не отменял, хотя такие попытки не прекращаются.
Старая, годами проверенная школа подготовки лётчиков гражданской авиации сейчас умножается на ноль. Да, сокращение, которое в очередной раз коснулось военно-воздушных сил, позволило нам частично и на короткий период времени решить кадровые проблемы.
Но сейчас уровень подготовки пилотов для гражданского флота существенно снижен.
Следующее – система безопасности экипажей и пассажиров практически упразднена…»
В зале прокатился осторожный ропот…
Слегка повысив голос, Александров продолжил:
«Из каких таких соображений на борту наших лайнеров не стало представителей службы безопасности? А если они и имеются, то их подготовленность находится на уровне, не позволяющем решать задачи предотвращения захвата самолётов…»
«Позвольте возразить?» Один из представителей крупнейшей авиакомпании поднял вверх руку, словно первоклассник.
«Мы провели большую работу в аэропортах и у нас всё обстоит иначе…» - успел произнести он.
«Иначе?» - генерал не дал договорить очередному функционеру. Он извлек из своей папки несколько распечатанных листов, поднял их на уровень головы и потряс ими в воздухе.
На генерала устремились взоры всех присутствующих…
«Кому-нибудь из вас, уважаемые господа-товарищи, известно содержание вот этой аналитической записки, подготовленной нашими спецслужбами?»
В зале вновь воцарилась тишина…
Генерал повернулся в сторону не успевшего высказать свои возражения генерального директора одной из авиакомпаний и буквально пригвоздил его к стулу неожиданной информацией…, и не его одного:
«Сегодня утром всего за один час был осуществлён захват четырёх авиалайнеров в Домодедово, Шереметьево, Внуково и Пулково. На двух самолётах специалисты службы безопасности были ликвидированы, на остальных их вообще не оказалось на месте…
А теперь вопрос… Когда такое было возможно? Вы такое припоминаете? Лично я – нет! Работать нужно, граждане околоавиаторы, а не изображать деятельность. Если не хотите, чтобы авиация сложила свои крылья – окружите себя профессионалами, а не теми, кто послушно кивает головой в ответ на очередную глупость!
И ещё… авиационная, как и любая другая безопасность требует профессионализма и финансовых средств, как бы не прискорбно было это вам слышать…»
Он молча сложил бумаги в папку и обратился к председательствующему:
«Арсений Борисович, у меня назначена очень важная встреча. Свои соображения по теме сегодняшнего заседания я оставляю на столе. Честь имею!» - генерал-полковник четко развернулся и направился в сторону выхода.
Ни один из присутствующих не решился его окликнуть. На столе остался чистый лист бумаги…
«Передайте сюда, что там оставил генерал», - председательствующий покрутил лист. На обратной стороне ровным почерком был написан текст:
«Самолет – величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих лётные законы» Н.Е.Жуковский
Глазков ослабил галстук и обратился к одному из заместителей министра транспорта:
«Василий Александрович, Вам что-нибудь известно о случившемся?»
«Это какая-то тёмная история, Арсений Борисович. Я что-то такое слышал, но подробностей не знаю…», - замминистра опустил глаза, понимая неловкость своего положения.
«М-да, а генерал оказался прав. Никто ничего не знает», - подумал Глазков, произнеся вслух совершенно иную фразу:
«Этим силовикам вечно мерещатся или враги или террористы…»
. . . . . . . . . . .
Валерий Асмолов дослужился до подполковника госбезопасности и по причине катавасии начала девяностых попал под безумное сокращение. Получив предложение возглавить службу безопасности авиакомпании, он дал согласие, осознавая огромный объём работы и ответственность за порученное дело.
Поначалу всё складывалось великолепно. Руководство буквально смотрело в рот профессионалу, который четко и методично выстраивал систему безопасности авиакомпании. Со временем началась тотальная замена руководителей, имеющих опыт работы в системе гражданской авиации, на новоявленных менеджеров.
Появились первые проблемы. Все усилия стали направляться на зарабатывание денег… любой ценой. Экипажам даны негласные указания о запрете ухода на второй круг, тем более на запасной аэродром, принадлежащий другой авиакомпании.
Однажды один из таких «менеджеров от авиации» на расширенном совещании отчитал перед всеми командира объединенного авиаотряда за то, что его экипаж был вынужден произвести посадку на запасной аэродром, закончив свой «разнос» словами:
«Отныне я буду удерживать с экипажей сумму за перерасход топлива, оплату стоянки и прочих услуг на другом аэродроме…»
Примерно тогда же было принято (и вновь негласно) решение о сокращении количества рейсов, сопровождаемых специалистами службы безопасности…
В дверь постучали.
«Валерий Николаевич, разрешите? К Вам посетитель. Насчёт трудоустройства…», - симпатичная секретарша лукаво улыбнулась и пропустила в кабинет к Асмолову высокого седовласого мужчину.
«Спасибо, Алена!»
Мужчины направились друг к другу и через несколько секунд обменялись крепким рукопожатием и объятиями.
«Хорош, хорош стал, чертяка! Подумай только…, секретарша, Валерий Николаевич…», - с иронией обронил посетитель и добавил: «Ну, здравствуй, Валера!»
«Здравствуй, Владимир Сергеевич! Рад тебя видеть!» - Асмолов слегка отстранил от себя старого знакомого и вновь окинул взглядом с ног до головы.
«Хорошо выглядишь, товарищ генерал! Ну, что ты замер? Садись. Мы сейчас с тобой по маленькой за встречу…»
На столе появились два бокала и бутылка коньяка.
Пока хозяин кабинета разливал напиток, генерал окинул взглядом помещение.
«Вот так теперь живут и трудятся бывшие чекисты?»
Они подняли бокалы и выпили по глотку.
«Ммм, хороший коньяк. Откуда такая роскошь?» - генерал покрутил в руках бутылку: «Ооо, наш, дагестанский…»
«Готов быть твоим замом, с генеральным договорюсь, но секретаря заберу с собой», - пошутил Асмолов.
Старые знакомые улыбнулись, вновь подняли бокалы и пригубили коньяк.
«Ладно, Валера. Ты меня хорошо знаешь. Спасибо за протекцию, но я к тебе по делу…»
«Да уж догадался, товарищ генерал Серов. Насколько мне известно, ты тоже не совсем в обойме, и не для трудоустройства к нам пожаловал… Выкладывай, что тебя привело».
Серов с некоторым раздражением усмехнулся:
«Вот ведь какая штука. Нет, чтобы так, запросто к старому товарищу наведаться, о делах и жизни поговорить. Приходится всё на скаку…»
Он изложил суть проблемы и ждал ответа Асмолова.
«Как должен действовать экипаж?»
«Спокойно и штатно. За исключением передачи специального кода о захвате самолёта. Разумеется, никто, кроме командира воздушного судна и второго пилота об этом знать не должны…», - генерал сделал паузу, наблюдая за реакцией собеседника, который кивнул головой и едва заметно улыбнулся.
«Чему улыбаешься, Валера?»
«Для моих шефов это будет большой неожиданностью и даже неприятностью. Знаешь, Володя… который месяц бьюсь, словно о стену. Ладно…, может быть это их хоть как-то взбодрит!
Ко мне вчера заходил один из командиров. У него сегодня крайний рейс. Он поведал о разговоре с нашим шефом…»
«Пашковским?» - Серов кивнул головой… Знакомый персонаж…»
Асмолов с удивлением вскинул брови:
«Никак, засветился?»
«Продолжай, о Пашковском как-нибудь потом…»
«Угу…, так вот Винаров мне поведал об одном странном случае. К нему неделю назад в одном из аэропортов подошёл человек. Судя по всему – араб. Назвал его фамилию и поинтересовался планами на будущее…
У меня возникло некое подозрение. Откуда у иностранца такая информация о командире воздушного судна, да ещё с предложением дальнейшего трудоустройства…»
Серов слегка наклонился к Валерию:
«Готовится широкомасштабная акция с применением гражданских воздушных судов. Это серия терактов, Валера. Где сейчас Винаров?»
Асмолов на секунду замешкался… «Нет, не может быть! Это настоящий командир. Наш человек. И ни на какие такие дела он не согласится!»
Потом бросил взгляд на часы и добавил:
«Он уже час, как в воздухе. Летит в Стамбул…»
Серов набрал знакомый номер и коротко скомандовал:
«Начало в 10.30»
«Владимир Сергеевич, а кто выполнит захват? Наши, конторские?»
«Наши, но не совсем конторские…», - Серов улыбнулся. «Разуваева помнишь? Его люди. Они уже в аэропортах… Действуй, Валера. Всё, как договорились…»
Они попрощались, обменявшись крепким рукопожатием…
Выходя из кабинета, Серов обернулся:
«Винарова возьми под контроль. Что-то мне подсказывает…, не всё там складно…»
Плохое предчувствие не подвело старого контрразведчика…
Продолжение следует- здесь
Если история Вам интересна - можете поставить лайк, буду признателен Вашим комментариям и рекомендациям для друзей.
Ещё раз желаю всем Мира, Здоровья и добра!
Искренне Ваш Позитивчик (Николай Беляков)
#армия и спецслужбы #люди и судьбы #авторская повесть #рассказы и повести #приключения