Содержание
Задачи арт-методики
Произведения народной культуры (по возможности)
Материалы, оборудование
Описание арт-методики
Задачи арт-методики
Уточнение и систематизация представлений о назначении и разнообразии посуды. Поддержка интереса к тарелке как предмету культуры, сравнение с миской. Освоение способа кругового прокатывания «яблочка» по тарелочке и сравнение с управлением богородской игрушкой (с помощью балансира). Декорирование бумажных тарелок красивыми узорами. Развитие чувства формы и ритма. Воспитание уважения к бытовому труду (на примере ухода за посудой) и базовых трудовых навыков (мыть и вытирать посуду, расставлять на столе тарелки, раскладывать ложки).
Произведения народной культуры (по возможности)
Тарелки с мезенской и/или хохломской росписью, миска с городецкой росписью (или их изображения), богородская игрушка с балансиром.
Примечание: общие задачи развития ребенка успешно решаются даже в том случае, если вместо изделий народных промыслов вы возьмете самую обычную тарелку и миску, но для приобщения к народной культуре желательно показать хотя бы один подлинный предмет.
Материалы, оборудование
Бумажные или картонные тарелки для декорирования; кисти беличьи, краски, гуашь; стаканы-непроливайки с водой; тарелки деревянные; небольшие клубки или грецкие орехи для прокатывания.
Описание арт-методики
Покажите ребенку деревянную декоративную тарелку (по возможности — с мезенской или хохломской росписью), положите на нее небольшое яблоко, начинайте прокатывать яблоко по тарелке и приговаривайте: «Катись, яблочко, по тарелочке». Пусть ребенок сам попробует покатать яблочко по тарелочке.
Покажите богородскую игрушку «Бабка и дедка с колобком», приведите её в движение круговым движением (с помощью балансира) и помогите малышу увидеть сходство способов управления игрушкой и яблоком. Помимо этого, покажите круговыми движениями, как бабушка лепила колобка.
Предложите малышу сравнить тарелку и миску: тарелка мелкая, а миска глубокая; на тарелку можно положить кашу, салат, фрукты, а в миску наливают суп или жидкую кашу, с тарелки еду можно брать вилкой, а из миски — ложкой.
Вновь покажите декоративную тарелку (или ее изображение), дайте малышу картонную тарелку (или бумажный круг), помогите «увидеть» в ней именно тарелку. Посоветуйте «проверить, чисто ли они вымыты и насухо ли вытерты» (обследование круговыми движениями ладоней). Предложите украсить тарелку красивыми узорами. Покажите и поясните способ: «Беру кисть, окунаю ворс в краску и провожу линию по кругу, будто яблоко катится по тарелочке. Потом снова окунаю ворс в краску и провожу другую линию, опять яблочко катится по тарелочке. Очень красиво!» Малыш выбирает по желанию цвет краски и украшает свою тарелку узором.
На прогулках рассказывайте детям варианты народной потешки «Сорока-ворона» и предлагайте поиграть в пальчиковую игру по сюжету потешки.
Достижения малыша. Появился интерес к посуде и другим предметам быта (ложка, салфетки, скатерть) и правилам поведения за столом. Ребенок узнает, различает, сравнивает, называет тарелку и миску; помогает взрослым в домашних делах – мыть и вытирать посуду, расставлять тарелки, раскладывать ложки. Малыш охотно играет в сюжетно-ролевую игру «Покорми игрушку», используя игрушечную посуду и мебель. Умеет приводить в движение богородскую игрушку на балансире. С интересом создает узоры на силуэтах предметов (тарелка, салфетка, носочки, рукавичка, шапочка и др.): держит кисть, смачивает ворс водой, набирает краску (цвет выбирает по своему желанию), проводит линии, ставит пятнышки, наносит мазки.
Лыкова Ирина Александровна,
доктор педагогических наук, ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Подпишитесь на канал, чтобы узнать больше об Российских производителях