Декоративные качества и многообразие флоры художники оценили по достоинству много веков назад. Но являются ли цветы лишь украшением картины, близким к изящным, но лишённым смысла орнаментам? Конечно же нет. Язык символов всегда господствовал в изобразительном искусстве, а цветам в нём отводилось особое место.
Безусловно, декоративное значение стояло на первом месте, поскольку, прежде, чем дать человеку что-то «прочитать», его надо привлечь к этом, обратить его пристальное внимание. Именно цветы были тем идеальным притягательным элементом, который хотелось рассматривать. На волне интереса к этой яркой форме живописи, зародились натюрморты.
Главная идея цветочного европейского натюрморта 17 века выражается одной фразой: «Всего и побольше!». Самые ранние голландские панели оставили сдержанного и наивного том Ринга далеко позади, и расцвели десятками ирисов, роз и ландышей. Фламандские же картины были еще роскошнее голландских. Со временем растений становилось все больше, художники писали их всё тщательнее и тоньше. В дорогой картине обязательны были сотни однотипных деталей: многочисленные виды цветов, бабочки, былинки, ползущие по стеблям гусеницы, больные листья с дырками, ракушки, прожилки, мошки, мушки, мышки, блики, роса, муравьи. В жанре на протяжении века торжествовали подробности, одинаковость и единомыслие – нужны были роскошь и детали.
Один цветок вместо тысячи слов
Полутора веками позже цветы стали использовать в картинах не только ради красоты. То есть, конечно, и для красоты тоже. Но им придавали вполне конкретный символизм. Все дело в том, что в далеком 18 веке в Европе узнали о языке тайных посланий - селаме. На Востоке существовала мнемоническая система, известная как "селам". В Европе о его существовании узнали благодаря французу Обри де ля Моттрею, агенту шведского короля Карла XII, рассказавшему о нем в «Путешествии... по Европе, Азии и Африке» в 1727 году. Она и стала основой для появления в европейской культуре "языка цветов", который в России приобрел персидское название "селам" - приветствие.
Прислушайтесь к монологам цветов в выпуске Салона RuSeasons.TV, посвященного тайному языку цветов.
Желание постоянно окружать себя цветами, в том числе, украшая ими свои наряды, создало целое культурное направление по созданию искусственных цветов. Изящно выполненное украшение порой было более желанное, нежели натуральная форма цветка. Один из самых простых и красивых цветков считается незабудка. Пылкая форма отчаянного доверия скрывается в этом лазоревом творении природы.
Старинная инструкция создания прелестной незабудки
Этот прелестный лазорево-голубой цветок считается у символом глубокого воспоминания и нежной привязанности. Для незабудок берут обыкновенно батист или демикотон, поскольку батист слишком дорог, то в большинстве случаев предпочитают именно демикотон. Для окрашивания незабудки в зеленовато-голубой или чистый голубой цвет берут голубую краску соответствующего оттенка, можно развести ее водой. Середину незабудок окрашивают бледно-розовой краской. Для окрашивания мелких лепестков соединяют розовую краску с голубой. Чтобы сделать незабудку, вырезают по нижеследующему рисунку маленький кружок, состояний из 5 лепестков. При окрашивании лепестковых кружков надо стараться, чтобы лепестки, помещающееся у центра, оставались белыми.
Когда первая окраска высох нет, проводят по каждому лепестку кисточкой или мягким пером наносят мелкие черточки более тёмного голубого цвета. Бутоны наклеивают как виноград; число их должно уменьшаться постепенно. Их делают следующим образом: прежде всего нарезают известное число жестких белых ниток в несколько миллиметров длины; к каждому верхнему их концу прикрепляют шарик, a нижний конец приделывают к стебельку. Нитку берут вдвое, прикладывают ее к проволочному стебельку и обвивают ее заодно со стебельком несколько раз зеленым шелком, потом прикрепляют бутоны и, продолжая работу, размещают вокруг стебелька все нитки, снабженные мелкими и крупными бутонами. Последне и самые верхние бутоны так малы, что к нитке прикрепляют только самый маленький кусочек зелёного пата в величину булавочной головки; сделанные таким способом, они становятся очень схожими с натуральными бутонами. Следуемые за ними бутоны точно также делают из зелёного пата, тогда как нижние и более крупные бутоны составляют из бумаги, обтянутой розовым газом. Эти бутоны дополняют маленькой зеленой чашечкой, которая покрывает их почти до половины.
Лепестки, изображенные на нашем маленьком кружке, гофрируют самой маленькой булькой с левой стороны. Кружок лепестков раскладывают во круг жёлтого пестика так, чтобы правая сторона была обращена вверх, и приделывают их к стебельку точно так же, как бутоны. Начинают с нескольких бутонов, затем приделывают от 6—8 цветов на маленьких расстояниях один от другого, обвивают проволочный стебель зелеными полосками, вырезанными из бумаги, и прибавляют несколько зеленых листиков, из которых верхние должны быть ланцетообразной формы, a нижние сердцеобразной формы.
Присоединяйтесь к нашему каналу на Youtube, чтобы вместе искать вдохновение в силе красоты и искусства.