УПРАЖНЕНИЕ ПЯТОЕ
(рис. 39)
Наряду с вещами домашнего обихода вы можете использовать
для натюрморта овощи, всевозможные фрукты, рыбу, дичь. Каждый
новый предмет, с которым вы встретитесь в своей работе, будет заключать для вас новые впечатления и живописные откровения, расширять ваши представления о возможностях акварели. Прозрачность
и блеск стекла, переливы в оперении птиц, сочность фруктов, овощей — все это разнообразие форм и их свойств должно вызывать
художника на технические поиски и одновременно развивать в нем
чувство пластики и цвета.
Конечно, не всегда возможно сделать отработанный в деталях
этюд с предметов, которые от времени теряют свою свежесть или
которые, подобно дичи или рыбе, могут портиться, В таких случаях
можно воспользоваться формой так называемого быстрого этюда —наброска, рассчитанного, смотря по обстоятельствам, на ограниченное количество часов, (Подробно о краткосрочном этюде будет сказано позднее.)
Для более же обстоятельного по проработке этюда можно использовать чучела птиц и животных, Правда, натюрморт в этом случае имеет некоторую условность так как поза чучела имитирует обычно живое движение животного, что, как правило, трудно сочетается с другими предметами, делает постановку сугубо специальной, лишает ее простоты и естественности. Но в учебной работе с этим приходится мириться.
В натюрморте с чучелом селезня (рис. 38) поставлены и гипс, и
стеклянная банка, и драпировки.
Как и в предыдущем этюде, наряду с задачей передать материальность предметов (стекла, гипса, оперения птицы) нас должна сразу же заинтересовать живописно-тоновая задача. В постановке есть насыщенные и слабонасыщенные цвета, светлые и темные
"Самое яркое пятно во всем этюде — это холодный блик на банке,
самые глубокие по силе темного — черные пятна на голове и в оперении селезня. Остальные цвета должны по своей светосиле найти место между этими крайними — светлым и темным.
Рассмотрим теперь, как лучше вести работу, в какой последов
тельности начинать прописки.
Порядок будет тот же, что и в предыдущем этюде. Если вести
работу в традициях классической акварели, следует начинать с самых
слабых тонов, перекрывая их постепенно более и более сильными,
Так, если говорить о красном бархате, то вначале следует проложить как общую подкладку холодный светлый малиновый, который потом будет выражать света на изломах ткани; затем по сухому, не тревожа нижний слой краски, класть оттенки полутоном». При этом
учитывайте, что в рефлексах цвет будет наиболее активным, насщенным, а в тени он имеет различные оттенки.
Таким образом, полезно вести всю работу, перекрывая холодные
Мы рекомендовали бы для начинающего предпочесть этот метод
письму а-ля прима или во всяком случае чередовать раздельно оба
метода в своей практике.
Такая система, если воспитать в себе терпение, обеспечивает
большую методичность и подкупающую в работах акварелистов
старой школы тональную цельность, чистоту и прозрачность красочных звучаний,
Дело в том, что работа от светлых к глубоким тонам волей-неволей предполагает необходимость определять планы для последующих перекрытий, а это, в свою очередь неизбежно обязывает более внимательно и строго установить границы этих планов, что вместе приучает к более сознательном анализу и выражению формы.
Прием лессировки, когда нужные оттенки цвета могут быть достигнуты путем последовательного наложения одного слоя краски на`другой, приучает работать более чистыми красками, не прибегая к механическим смешениям.
'Нам представляется, что начинающий более органично может
применить технику а-ля прима в краткосрочном этюде-наброске,
когда условия обязывают больше полагаться на интуицию и непосредственное чувство восприятия.
Важно отметить и еще одно весьма важное обстоятельство, склоняющее нас рекомендовать начинающему метод классической акварели — перекрытие одного, более светлого тона, другим. Этот метод дает возможность более органично сочетать разные приемы наложения краски: можно писать кистью, наполненной раствором краски до отказа или полусухим мазком (при последующей, завершающей стадии), что в итоге обогащает технические приемы акварелиста, приближает его к более полному использованию возможностей акварельной техники.
Представленный на рис. 38 этюд выполнялся в смешанной технике. Как недостаток в нем можно отметить некоторую жестковатость, графичность в передаче оперения селезня, излишнюю черноту цвета его головы и «глухоту» — непрозрачность цвета драпировки
переднего плана, Но, как и предыдущий этюд, он выполнен учеником средней художественной школы, только что начинающим овладевать техникой акварели.
Если судить строго, можно сказать о некоторых недостатках и самой постановки, Она усложнена обилием драпировок, так, например, голубая ткань, повешенная на типе, могла бы и отсутствовать,
"Селезень от этого выделялся бы своим силуэтом более четко. Постановка приобрела бы большую простоту, лаконичность, а значит, и большую выразительность, Так ли необходима и коробочка, лежащая на красной ткани? Ведь такое же светлое и желтое пятно уже есть в подставке чучела птицы. Следовательно, эта коробочка ничего
не дополняет ни к содержанию, ни в плане чисто живописных требований
Мы советуем не увлекаться обилием предметов в постановках, особенно драпировками. Продумывайте выбор вещей, исходя из
смысловой задачи и учебных целей.
Так, возвращаясь к постановке с селезнем, скажем, что на месте
коробочки могла бы быть поставлена стеклянная баночка с карандашами. Решение пространства по глубине от этого только бы выигрывало, достигалось бы одновременно и разнообразие в решении переднего плана.
В условиях школы такой этюд выполнялся в течение 30 учебных часов.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт