Найти тему
Дневник впечатлений

"Чемпион мира": чиновники мешали, но мы победили

Фильмы о былых спортивных победах у нас любят. Да я и сама люблю, хотя впечатление они всегда оставляют двоякое. С одной стороны, заряжают правильным позитивным настроением, с другой - вызывают вопрос: а сейчас-то что? Где победы, достойные пера поэта или хотя бы кинопленки режиссера?

На днях посмотрели относительно новый фильм "Чемпион мира" (2021 г., режиссер Алексей Сидоров), посвященный противостоянию молодого Анатолия Карпова и Виктора Корчного.

Мне очень симпатичны и Хабенский (Корчной), и Иван Янковский (Карпов), поэтому этот фильм значился у меня в списке обязательных к просмотру. И вот на минувших выходных наконец добрались до него.

Есть интересный момент: часто, когда наши современные режиссеры берутся за кино из советской жизни, они почему-то убирают краски. Не то, что делают фильм черно-белым, нет, но будто снижают яркость цветов. Всё какое-то слегка коричневатое. Вроде есть и красный, и желтый, и синий, но они не выделяются и теряются на общем невыразительном цветовом фоне. Если мне это не кажется, то зачем так? Чтобы передать, что действие происходит давно? Но про 19-й век, а уж тем более какой-нибудь 17 век очень даже ярко снимают. Чтобы подчеркнуть убогость всего советского? В общем, не знаю, почему так, но тенденцию заметила. И она мне не нравится, потому что делает все фильмы про "те года" какими-то слегка одинаковыми.

Что в фильме мне однозначно понравилось, так это, во-первых, игра главных героев, а также Федора Добронравова. На хорошего артиста в любом фильме приятно смотреть.

Во-вторых, интересно, красиво и эффектно показаны моменты решающих шахматных битв, когда на поле оживают воины, слоны и так далее. Сразу вспоминается "Ночной дозор" с тем же Хабенским. Прямо очень живо перекликается.

-2

В третьих, фильм здорово напомнил, какая необыкновенная любовь к шахматам царила в СССР. Я сама, хоть времена Советского Союза пришлись лишь на мои детские годы, очень хорошо помню, как обожала Карпова, как всегда болела за него, а уж в матчах с Каспаровым так вообще! Помню, как показывали по телевизору шахматные матчи - как сейчас футбольные, и мы следили, и многие очень неплохо понимали происходящее (я - нет, конечно)! Помню, как потом специалисты по ТВ разбирали на огромных вертикальных шахматных досках каждый ход. И это был очень классный ностальгический момент.

А не понравилось мне, как в очередной раз потоптались наши киношники по давно и надежно проложенной дорожке. Вот какой фильм о советской жизни ни возьми, главный вредитель и противник положительного героя- непременно какой-нибудь министр, его зам или другой чиновник. Вот и тут председатель Спорткомитета СССР (В. Вдовиченков) специально не вредит, конечно, но в любой неоднозначной ситуации отчаянно трусит, спасает свою шкуру, отдает распоряжение загодя написать осуждающие письма и всячески готовит плацдарм для того, чтобы продемонстрировать: во всех поражениях виноват исключительно спортсмен.

Я не говорю, что так не было, но подобный образ советского чиновника уже настолько избит в кино, что просто неинтересно смотреть.

Вот эта предсказуемость и даже в некотором роде заштампованность мешают мне назвать фильм однозначно удачным и непременно рекомендовать его к просмотру. Но если постараться не обращать на это внимания, то кино получилось вполне качественное, интересное, хорошо снятое. Так что, всё-таки посмотрите, если еще не успели. Хотя бы ради хороших актеров.