Мы запоминаем незавершенные дела лучше, чем завершенные. Недосмотренный фильм мы будем помнить лучше, чем тот, до конца которого дотерпели. Нереализованные желания, несказанные слова или места, в которых так и не побывали, мы помним лучше, чем обстоятельную экскурсию по городу, в которой нам когда-то так хотелось побывать. Кстати, что это был за город?
Это эффект Зейгарник — психологический феномен, заключающийся в том, что субъект лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные. Феномен назвал в честь основательницы советской психопатологии Блюмы Зейгарник, которая изучала его в рамках нарушений мотивационного компонента памяти.
Люди с большей вероятностью помнят незавершенные задачи, потому что они с большей вероятностью вызывают у них психическое напряжение, так как ментальная потребность в завершении дела остается неудовлетворенной. Но как только задача выполнена, психическое напряжение снимается — и все улетучивается из памяти.
Эффект Зейгарник можно использовать себе на пользу. Например, если у вас дедлайн через неделю, а вы склонны откладывать все до последнего момента, просто начните работу с чего-нибудь, занимайтесь этим не больше 20-30 минут, а затем… просто бросьте все. Как говорится: если хочешь поработать, ляг, поспи — и все пройдет. Но какой бы тривиальной ни была задача, теперь вы вряд ли ее забудете: ваше бессознательное будет так или иначе подталкивать вас к завершению начатого. Внемлите этому зову, продолжите заниматься делом, а потом на определенном этапе снова бросьте его…
Неспроста Эрнест Хемингуэй так отзывался о писательском труде: «Лучше всего остановиться тогда, когда работа идет хорошо и вы знаете, что произойдет дальше. Если вы будете делать так каждый день, пока пишете роман, то никогда не застрянете в сюжете».