Здравствуйте! Как вы думаете кто в театре главный? Худрук, директор, режиссёр, актёр? Может ли театр существовать успешно без худрука? Могут ли актёры сами поставить спектакль без лидера?
Дорогие читатели, я очень люблю ваши вопросы, которые вы мне задаёте. Очень часто эти вопросы заставляют меня задуматься, улететь мыслями куда-то далеко или посмотреть на знакомые ситуации с другого угла. Сегодняшний вопрос как раз из этой сферы: вроде бы, работаешь в театре, привыкаешь и почти не задумываешься об его устройстве и иерархической лестнице. Итак, вот вопрос, а потом обсудим:
«Вчера в кои-то веки (очень давно не смотрел) посмотрел "Приют комедиантов" на ТВЦ. Тема - люди за кадром. И тема эта натолкнула меня на размышления: кто главный в театре? Говорят, что главный в театре - зритель. Но позвольте, если не будет постановок, то и зрителя не будет. Выходит, главный - режиссёр? Он же занимается постановками. Но ведь он не может этого сделать без актёров. Тогда что, актёры главные? Да, но актёры играют то, что написано автором. Вобщем, так можно продолжать до бесконечности. Так кто же всё-таки главный в театре? Лично мне кажется, что в театре нет и не может быть главного. Театр - это единый живой организм. Без одного не будет другого. И порой люди, которых мы не видим, делают намного больше, чем те, кто уже набил оскомину. А вы что думаете?»
Я думаю, что в театре должен быть главный человек - художественный руководитель, который должен следить за всем происходящим в коллективе и сохранять баланс. В идеальном театре, которых почти нет, худрук создаёт атмосферу братства и дома, где каждый дополняет друг друга и увлечён единым делом, творчеством. Но должен быть человек во главе. Иначе - непременно начинаются распри, кто-то тянет одеяло на себя, кто-то считает что делает больше и лучше и т.д.
Но и при худруке часто бывает, что в коллективе нет общей цели, нет взаимопонимания. Такой человек - на вес золота. Именно поэтому Товстоногов, Любимов, Плучек и прочие мэтры вошли в историю, а их театры были легендарными. Сейчас в некоторых театрах вообще нет худрука, и всем «рулит» директор, который в этом ничего не понимает. Или назначают глав. режа, который не имеет реальной власти и авторитета. Может ли существовать театр в гармонии и творчестве без сильного лидера? Да, такие случаи были, но это, скорее, исключение.
В моей же практике самый частый случай - это вечная борьба худрука и директора, из-за которой страдает всё, а у театра нет определённого вектора. Худрук хочет творчества, всячески старается выбить денег на достойные спектакли, а директор хочет финансовой выгоды. Они часто ругаются, из-за чего происходят расколы в труппах. Всё дело в том, что у каждого театра разный устав - где-то главный худрук, где-то директор, а где-то они равны в своей власти. В каждом из этих случаев есть свои минусы. Но самый идеальный вариант - когда худрук и директор единомышленники и друзья. Это большая редкость, но именно такие театры, как правило, самые успешные. Например, был прекраснейший тандем в Малом театре из Соломина (худрука) и Коршунова (директора). Или шикарный дуэт Крок (директор) и Туминас (худрук) в Вахтанговском театре. Бывает, что худрук и директор - это один человек, как, например, Олег Табаков в МХТ им. Чехова или до недавнего времени Олег Меньшиков в театре им. Ермоловой. И в таких случаях бывает плохо, когда человек имеет безграничную, единоличную власть.
Подводя итог, отвечу так - в театре, на мой взгляд, должен быть главный человек, дающий вектор и заряжающий всех. Но он должен быть авторитетом и уметь сплотить коллектив, а не обычным ставленником - дилетантом, или пешкой директора. Без него актёры не смогут. Мы сами пытались сделать спектакль, но не могли прийти к общей идеи, все тянули одеяло на себя, и никто не хотел довериться друг друг, выделить лидера. Без него актёры тонут. Думаю, так не только в актёрской сфере. А вы как думаете? Напишите, пожалуйста, своё мнение в комментариях - мне очень важно и интересно.
p.s. А ещё я очень прошу вас подписаться на мой Телеграм - канал, где тоже интересно и я всегда на связи. Из-за покупки Дзена компанией ВК, я и другие авторы совершенно не понимаем что будет с площадкой дальше. Я, конечно же, никуда не ухожу и буду дальше тут писать, но подстраховаться нужно. Я больше всего не хочу потерять вас - моих дорогих читателей. Жду вас в Телеграме. К тому же, там мы можем общаться свободнее.
Спасибо за ваши отметки «мне нравится»! Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин
#культура #актеры #театры и балет #знаменистости