Найти тему
Сосмыслом

Все страхи народных сказок в одном спектакле

Программка спектакля
Программка спектакля

Вы когда-нибудь задумывались, уважаемые читатели, о том, что народные сказки, неважно, какой страны, часто ну очень страшные? Не знаю, в чём в них состоит мораль, но там постоянно кого-то убивают или грозятся убить разными способами: закалывают, жарят-парят, травят, отрезают головы и проч. Детей оставляют в лесу (так родители решают свои проблемы), откармливают для личного обеда-ужина, заставляют много и тяжело работать.

Не лучше в сказках участь у птиц и животных, здесь вообще всё без сантиментов, т.к. действует «закон джунглей». «Точат ножи булатные, хотят меня зарезати» - этот крик бедного козлёнка рефреном звучит в устном народном творчестве любой страны.

Но, удивительно, мы как-то не особо вникаем в весь ужас сказок, а ведь это, по сути, отражение жизни общества того времени, когда сказки слагались, вся её тяжесть с борьбой за существование, частыми голодовками и смертями, постоянным насилием со стороны внешних и внутренних врагов.

Все эти страхи человека многосотлетней давности воплотились в одном спектакле московского театра кукол имени Сергея Образцова «Белая уточка». Он так и заявлен: спектакль-хоррор, да ещё и славянский. Спектакль ну очень необычный для этого театра, т.к. главных персонажей играют всё же не куклы, а молодые артисты: княгиня-уточка, мужской персонаж, которого мы так и не идентифицировали (князь, селезень?) и ведьма, похожая на коршуна. Кукол почти нет, лишь опять же непонятные куклята – то ли утята, то ли ребята.

Вот кто это? Фото с сайта театра
Вот кто это? Фото с сайта театра

Вообще кукольный театр сейчас идёт по пути увеличения разнообразия используемых выразительных средств, что приводит к уменьшению задействованных в новых спектаклях кукол. Когда-то это оправданно и повышает «смотрибельность» спектакля и для взрослого зрителя, тех же родителей, часто скучающих на детских представлениях. Но в данном случае, когда практически всё исполняют живые артисты, лишает театр кукол своего назначения.

Итак, за основу взята сказка «Белая уточка», по сюжету которой злая ведьма превратила княгиню в уточку.

Для спектакля взяты славянские мотивы, обработанные Николаем Шамшиным. Уточка играет на каком-то музыкальном инструменте, напоминающем то ли гусли, то ли гитару, в общем, что-то синтезированное, но звук красивый, нежный.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

И вот мечется и страдает бедная Уточка, вынужденная нырнуть в озеро и плавать там, пока её суженый (возлюбленный? муж?) пытается бороться с ведьмой-коршуном. Борьба идёт не на жизнь, а на смерть, причём с переменным успехом. То ведьма запрёт этого товарища в сундук, то тот её. Сундук этот вообще можно отнести к строке главных героев, потому что отсюда выбираются все персонажи, сюда же они снова проваливаются, отсюда вылетает всё, что необходимо героям в течение всего действия: облачения (плетёные фартуки, нарукавники, корона, боевой топор, музыкальный инструмент и что-то ещё, всё не упомнить).

Пока суть да дело, у Уточки народились ребята-утята. Но коварная ведьма и их заграбастала в корзину, полетели пёрышки во все стороны … Но это ведь сказка, она должна иметь хороший конец, как извечная надежда, хоть древнего, хоть современного человека, на лучшую жизнь. Поэтому и здесь ведьму запрут в сундук, сорока-белобока принесёт живой и мёртвой воды, и ребятушки оживут. В общем, все будут счастливы.

Почему этот спектакль – хоррор? Потому что действие обставлено в весьма угнетающей манере: внешний вид артистов, спецэффекты, жутковатая ведьма, и вообще акцент на страшноватую сторону происходящего на сцене. Так что даже и не понятно, будет ли вообще хороший конец у истории, или в итоге «все умерли».

Отдельно надо сказать о внешнем виде героев. Как-то вот подумалось, глядя на них, что так, наверное, и выглядели древние лесные славяне: в посконной одёжке, патлатые и грязные. Бегали себе в чащах лесных, потрясая оружием, веровали во всякую нечисть и пели грустные протяжные песни. Думается, и сказка эта из тех диких времён. Мужской персонаж весьма похож на сильного, мощного воина с боевой окраской, какими, наверное, и были мужчины в те времена.

Вот такой брутальный персонаж. Фото с сайта театра
Вот такой брутальный персонаж. Фото с сайта театра

А вот Княгиня-уточка такая вся нежная, нуждающаяся в защите, заботливая матушка, но местами весьма смахивающая на, простите, блаженную.

Спектакль идёт 50 минут без антракта, и это хорошо. Пожалуй, больше и не выдержать. Заявлен на 12+, и это правильно. Мой 13-летний ребёнок резюмировала: «Ничего не понятно, но интересно». Поэтому маленьким детям на нём точно делать нечего. Хотя, как обычно, были и родители, которым сложно думать головой, поэтому приходилось выходить в середине спектакля со своими малышами.

Инсталляция на входе в Малый зал для фотографирования на память о спектакле: лесная опушка с ягодами и камни с древними рисунками (или рунами?)
Инсталляция на входе в Малый зал для фотографирования на память о спектакле: лесная опушка с ягодами и камни с древними рисунками (или рунами?)

Рекомендовать ли спектакль к просмотру? Ох, не знаю, решайте сами …

Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.

Будем рады подписке на наш канал, можно и взаимно.