52 года, день за днём, один человек записывал свой опыт. Вдумайтесь. Пять десятков лет и два года человек вёл дневник. Один большой дневник, состоящий из многих тетрадей. С предельной искренностью описывал всё, что происходило вокруг и внутри него самого.
Человека звали Иван Сергиев. Он был священником.
Теперь он известен нам, как о. Иоанн Кронштадтский. Один из величайших русских святых. Он особо выделяется тем, что очень близок к нам по времени. Практически наш современник.
Однажды мне случилось услышать проповедь об этом.
И человек, который её произносил, очень смущался. Он разъяснял слушателям, что, о. Иоанн Кронштадтский, конечно, великий человек, и мы должны почитать его, и правильно делаем, что почитаем. И должны, вроде бы, изучать его опыт.
Вроде бы, должны, но лучше не надо.
Почему?!!
Ну, потому, что, как-то... очень искусительные вещи писал. Такое, что даже трудно поверить, что это мог написать православный священник.
Какое-то такое всё... не очень благочестивое. Уж очень сочные, живые цвета. Немыслимая искренность. Действительность без прикрас. Как есть.
А жизнь, окружавшая о. Иоанна, да, не была лакированной, отличалась многочисленными уродствами. Люди в его время, как и во все другие времена, были переполнены неподобающими чувствами, скверными мыслями, совершали недостойные поступки, страдали от многочисленных болезней, бедности и даже нищеты. Да и сам он был живой человек.
И вот посреди всего этого, как говорят, бушующего моря, о. Иоанн сумел стать великим святым. То есть сумел обрести невероятную сосредоточенность, чистоту, доброту, любовь к людям (которые совсем не были идеальными). И удостоился дара чудотворений.
И вот его опыт, описанный с потрясающей откровенностью чистого сердца, мы не должны изучать. А то оно как-то...
Не очень розово-золотисто.
То есть, получается, что следует не самим изнутри меняться и ЭТИМ менять мир вокруг, а подогнать сам мир и своё видение его под шаблон "красиво-благочестиво-ритуально-правильно". Чтобы самим не сильно напрягаться, с удовольствием обманываясь лубочной картинкой. И чтобы можно было с комфортом играть в нарисованную "духовность".
Тогда вопрос: а чего она стоит, эта "духовность"?
Вот и выходит, что, вроде, правильно всё делаем, а что-то не то и как-то не туда... Чего-то не хватает...
Может, все-таки стоит изучать ЖИВОЙ опыт ЖИВОГО и великого человека?
Пусть там не так красиво и отлакированно, зато как в настоящей, ЖИВОЙ жизни. Как в нашей с вами жизни.