📚Автор этой книги, известный бизнес-спикер Максим Батырев, в свое время прошел в крупной консалтинговой компании путь от менеджера по продажам до члена правления.
Каждый случай в его практике – это урок на будущее, своего рода татуировка на сердце. Этих татуировок здесь всего сорок пять, но в действительности их намного больше.
💡Если ваша работа связана с продажами, вам нужна эта книга.
«45 татуировок менеджера» за 10 минут
3 октября 2021
1. Сначала научитесь играть по правилам, потом придумывайте свои
В последнее время популярно мнение: чтобы быть успешным, не нужно учиться, следовать каким-то правилам, вникать в законы, по которым делается бизнес. Это мнение неверно! Прежде, чем создавать свои правила, надо изучить те, что уже существуют, и научиться играть по ним.
Некоторые люди, достигшие феноменального успеха, действительно не имеют документа о высшем образовании. Но таких людей единицы и они скорее исключение, чем правило.
Если нет документа об образовании, это ещё не значит, что человек не учился. Для любого развития нужна основа.
2. Читайте, осмысливайте. Тренируйте главную мышцу
Мозг — это та же мышца. Чтобы она хорошо работала, её надо тренировать. Чтение — отличная тренировка.
Если мозг не тренировать или использовать разрушительные стимулы (некачественная литература, некоторые программы на телевидении), то он начинает деградировать. Важно не только читать, но и осмысливать, вникать в прочитанное.
3. Отказывайтесь от неверных стратегий — это проявление силы
Некоторые считают, что отказ от выбранной стратегии — это проявление слабости. Но это не так. Люди, которые из последних сил держатся за однажды выбранную стратегию, даже понимая, что ничего путного из этого не выйдет, — жалкое зрелище.
То, что одному кажется очевидным, другой может не знать. При этом он не всегда готов это показать, задавая поясняющие вопросы. Поэтому для эффективной работы стоит потратить время и убедиться, что понимание достигнуто даже по тем вопросам, которые вам кажутся элементарными.
5. Ищите сильных, слабые прилипнут сами
Слабые — это эдакие «вампиры-жалобщики». Их искать не надо, они находятся сами и стремятся всех «заразить» своим настроением. Искать надо сильных. Но чтобы общаться с сильными, надо заинтересовать их. Они должны захотеть общаться с вами. На сильных нужно равняться и брать с них пример.
6. Каждого можно простить за ошибку (при определённых обстоятельствах)
Любой человек может ошибиться. Каждого можно простить, если он готов приложить усилия, чтобы исправить ошибку, восстановить свою репутацию и не повторять этой ошибки в будущем.
7. Не делайте работу за подчинённых
Опытный руководитель подразделения видит ошибки своих подчинённых, понимает, что они делают не так. У него часто возникает соблазн сделать работу за них.
Это ошибка. Сотрудники должны делать свою работу сами, иначе они перестают прилагать усилия и развивать свои навыки. А если руководитель заболеет или уедет в отпуск, то работа и вовсе встанет.
Террористы — это люди, которые для достижения своих целей используют угрозы. Как правило, это сотрудники, которые делают достаточно важную для компании работу. В какой-то момент, они понимают, что без них организация функционировать не сможет, и начинают пользоваться этим.
Стоит один раз уступить этим людям, и это никогда не кончится. Кроме того, такие сотрудники ненадёжны, потому что могут подвести в самый ответственный момент. Вести переговоры с такими людьми не стоит, от них нужно сразу избавляться.
Его задача — собрать с сотрудников деньги на оплату мероприятия и отправить каждого сотрудника домой после корпоратива. В общем, менеджер — менеджер всегда и везде, когда рядом его сотрудники.
11. Не работайте с моральными инвалидами
Чтобы достичь успеха, человек должен верить в себя и к чему-то стремиться. Если он осознанно не хочет ничего в своей жизни менять, вы ничем ему не поможете, только потратите своё время и силы.
Пытаться заставить человека расти против его воли невозможно. Не работайте с моральными инвалидами.
12. Называйте вещи своими именами
Говорить о проблемах нужно прямо — не деликатно намекая, а называя вещи своими именами. Человек может обидеться, но такая прямолинейность ясно даёт понять, что хорошо, а что плохо.
13. Делайте то, что проповедуете
Чтобы требовать соблюдения неких правил от других, нужно соблюдать их самому. Менеджер — публичный человек, поэтому если он не станет соблюдать то, что проповедует, это обязательно заметят.
Порядок начинается с руководителя. Если он не приходит вовремя на работу, то и подчинённые, скорее всего, не будут этого делать.
«Косвенное воспитание» намного сильнее и серьёзнее, чем прямое управление. Правила и ценности, которые важны менеджеру, становятся близки и его подчинённым — они начинают походить на своего руководителя.
Если менеджер захочет увидеть себя со стороны, ему достаточно просто посмотреть на окружающих. Его настроение и отношение к работе напрямую влияет на производительность и настрой коллектива. Поэтому работать нужно всегда с улыбкой и энтузиазмом.
Этот принцип должен работать всегда. Не должно быть ни исключений, ни прощений, ни индивидуального подхода к каким-то особенным подразделениям или сотрудникам. Только в такой ситуации правила ясны, в противном случае сотрудники понимают, что это не обязательно, ведь бывают исключения.
16. Учить — лечить — мочить
Три этапа в отношениях между менеджером и сотрудником.
Учить — объяснить человеку, какие задачи перед ним стоят, и по каким правилам следует играть. Если сотрудник всё же не справляется со своими задачами, переходите к следующему этапу.
Лечить — разобраться, из-за чего задача не выполнена, и попытаться разрешить ситуацию. Если задача не выполнена первый раз — можно считать это случайностью, если второй раз — совпадением, ну а в третий раз — осознанным поступком. После этого переходите к третьему этапу.
Мочить — применять санкции: объявлять выговор, лишать премии и, возможно, даже уволить сотрудника.
У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Некоторые люди изо всех сил стараются развить свои слабые стороны. На взгляд автора, это неверный подход — надо развивать свои сильные стороны.
Есть люди, с которыми нужно говорить только на языке силы. Сила — это не кулаки, а стиль общения. До некоторых людей не достучаться логикой и аргументами, они понимают только язык силы.
Автор с этим не согласен. Работая с людьми, у которых другое мнение, приходится тратить много сил на их переубеждение. Зато с единомышленниками можно делать великие дела, направляя всю энергию на пользу проекта.
20. Не обсуждайте принятые решения с подчинёнными
На совещании босс предложил сотрудникам обсудить вопрос, по которому он уже принял решение. Когда сотрудники нашли другое решение, босс с ними не согласился.
В итоге сотрудникам пришлось согласиться с боссом, только бы это совещание наконец-то закончилось. Чтобы избежать таких ситуаций, не стоит обсуждать решение, которое уже принято. Немотивированный отказ в таком случае плохо скажется на вашей репутации.
21. Признание специфичности смерти подобно
Нередко в компаниях есть подразделение, которое считают «специфичным» или «элитными», и предъявляют к нему не такие строгие требования. В результате сотрудники такого подразделения расслабляются и не стремятся к высоким результатам.
22. Хвалите людей
Похвала — это мотивация и система координат для сотрудников, помогающая им понять, что считается правильным, а что нет. Хвалите сотрудников за правильные действия, даже если результат не достигнут, и они не будут бояться действовать.
Автор советует придерживаться принципа «делай добро и бросай его в воду», потому что очень часто люди оказываются неблагодарными. Нужно быть к этому готовым и помогать, в первую очередь, близким, которые будут действительно благодарны и поймут в случае отказа.
От чужих людей не стоит ждать благодарности. Сделав добро, отойдите в сторонку. Тот, кто захочет отблагодарить, сделает это без напоминаний.
Это непросто и не свойственно нашему менталитету. Но если подчинённые начинают спорить и не подчиняться, руководителю приходится тратить время и силы на уговоры и споры, что неэффективно.
25. Команду создаёт только общее делание
Быть крайним — значит брать ответственность на себя, принимать решения и отвечать за них. Именно к этому должен быть готов менеджер.
Часто перед запуском проекта люди долго что-то проверяют, изучают, анализируют. Из-за этого запуск надолго затягивается.
28. Люди будут делать, когда легче сделать, чем не сделать
Можно много раз призывать людей к каким-то действиям, уговаривать их. Но эффективнее создать таких условия, в которых сделать нужное действие будет легче, чем НЕ сделать.
Для выполнения служебных обязанностей у людей должны быть не только необходимые ресурсы, но и «кнут», обеспечивающий выполнение работы.
29. Выращивайте людей — это ваша главная цель
Плохие руководители так боятся потерять своё место, что готовы работать со слабыми сотрудниками. Хорошие руководители развивают, выращивают своих подчинённых, потому что люди — это основной капитал.
Ценность руководителя измеряется количеством «выращенных» им сотрудников. Возможно, кто-то из них со временем займёт его место, но хороший менеджер не держится за свою должность. Благодаря тому, что есть замена, он сам может расти.
30. Любая ваша идея может быть подвергнута сомнению
Аналитика — это взгляд в прошлое. Если компания или подразделение оказывается в критической ситуации, становится не до прошлого. Не оглядывайтесь, а делайте шаг вперёд.
Социальной справедливости в коммерческой организации нет, потому что больше получает тот, кто больше работает, приносит больше прибыли, принимает более весомые решения. А борцы за справедливость — это «красные» из 1917-го.
Ответственность — это не «бремя», не «готовность взять на себя чужие обязательства». Ответственность = действия!
Задача менеджера — создать условия для работы подчинённых, задача подчинённых — выполнить задание менеджера. При этом менеджер не несёт ответственности за подчинённых.
Большинство сотрудников всегда чем-то недовольны. Коуч заостряет внимание на проблемах и недовольстве. А для решения проблемы сотруднику нередко предлагается сменить сферу деятельности, и компания теряет ценного специалиста.
Любые правила, регламенты и предписания, даже те, которые обсуждались с сотрудниками, постоянно будут проверяться на прочность. Сотрудники будут пытаться их обойти, найти слабые места, попытаться их не исполнять.
Люди мечты — это те, у кого есть мечта. Они не предпринимают никаких действий для её осуществления, а лишь сокрушаются, что у них ничего не получается, и редко связывают свою деятельность с мечтами.
38. Любая неоднозначность трактуется в худшую для вас сторону
Любой вакуум заполняется негативом. Если сотрудники не получают достаточной информации, они начинают предполагать худшее: «другим платят больше», «всё плохо», «нас всех скоро уволят»…
Чтобы избежать неоднозначностей, держите сотрудников в курсе событий. Можно расставить по офису ящики для анонимных писем, чтобы любой человек мог задать вопрос непосредственно руководителю компании.
39. Любые ваши слова могут стать задачей
Даже брошенную мимоходом просьбу или призыв сотрудник может воспринять как задачу и приложить массу усилий, чтобы выполнить её. Если его труда никто не заметил, это может оказаться настоящей демотивацией. Чтобы не попасть в неудобную ситуацию, помните, что любые ваши слова могут стать побуждением к действию.
40. Единый понятийный аппарат улучшает управляемость
Чем больше у людей общего, тем лучше они понимают друг друга. «Единый понятийный аппарат» повышает управляемость команды.
Чтобы создать такой аппарат, сформируйте общий для всех сотрудников список фильмов и книг. Освоив его, люди будут разговаривать на одном языке, использовать одни и те же символы, идиомы и крылатые выражения.
Автор утверждает, что некоторые приёмы зарубежной мотивации (свободный график, перерывы в работе, лояльное отношение к опозданиям) в России не работают. Опоздание — это «лакмусовая бумажка отношения к текущей работе». Человек, который не может себя организовать, будет так же относиться и к любой поставленной перед ним задаче.
Требовать дисциплины нужно не только от подчинённых, но и от самого себя. Дисциплина — важнейший фактор существования предприятия на конкурентном рынке.
42. Меняйте слабых на сильных
Глядя на слабых сотрудников, которые не выполняют план, работают без усердия и энергии, но остаются на своей должности и не сталкиваются ни с какими санкциями, сильные начинают думать, что их «сила» никому не нужна. Вместо того, чтобы заниматься сильными, руководители тратят время на слабых, находя причины их оставить. А слабые с каждым месяцем работают всё хуже, отчего ухудшаются результаты компании. Для высоких результатов надо ориентироваться на «сильных».
43. Делайте больше чем нужно
Любой старательный сотрудник рано или поздно достигает результатов, которые являются максимальными для его должности. Тогда он либо останавливается и довольствуется достигнутым, либо начинает делать больше, чем от него ожидается.
44. Не бойтесь, когда вы один. Бойтесь, когда вы ноль
Не нужно бояться действовать, вступать в бой или проигрывать. Сотрудники хотят работать с сильным менеджером, но они не могут его изменить. Только он сам способен совершать подвиги, решать проблемы, вознаграждать добро и наказывать зло, выращивать других менеджеров… быть сильным! Для того чтобы вас любили, нужно быть героем.
45. Всегда помните: однажды вас уволят
Мысль «сегодня меня могут уволить» мотивирует и подстёгивает, заставляет настроиться на рабочий лад. Наше время ограничено и надо всё успеть.
Сегодняшний день — это не репетиция перед настоящей жизнью, это и есть жизнь. Поэтому нужно любить свою работу, ценить жизнь и правильно расставлять приоритеты.
Благодарю Вас за прочтение, делитесь в комментариях, ( моментами из статьи ). Незабуть поставить лайк и подписаться на канал.