Я лично знаю довольно много людей, которые до седых волос читают «Властелина колец». И ничего в этом не находят необычного. Так и Demons and Wizards с их песнями про волшебников и путешественников во времени могут в зрелом возрасте восприниматься взрослыми людьми и они, эти люди, совершенно не обязательно инфантильны. Фэнтезийный хард-рок Uriah Heep здесь достиг если не своей вершины, то последней стоянки перед ней. Музыкально, как мне кажется, Sweet Freedom богаче и интересней, но «Демоны» - законченная вещь, самоценная, самодостаточная. Можно было бы назвать ее совершенной, если бы не вставные номера вроде EasyLivin’ – неожиданного рок-хита, кажущегося лишним, хоть и ярким мазком на цельном эпическом полотне. Небесный голос Байрона и тяжелый, мягкий, теплый звук гитары Бокса склеенной с хаммондом Хенсли, занавешенный узорчатым прозрачным тюлем акустики, оживленные мощными барабанами и причудливыми партиями баса – Uriah Heep в полном расцвете сил. Ну и замечательные мелодии, двух-трехголосья, хоры и фальцеты – все вместе красота неописуемая и, благодаря тому, что музыканты не забывают, что они играют все-таки рок – не приторная.
Простое и красивое начало, увертюра – The Wizard – акустическая гитара и голос с ревербератором, используемым как отдельный музыкальный инструмент – переходит в громкую часть – настоящий гитарный рок, тонущий в аккордах синтезатора. В отличие от большинства групп, играющих прогрессивный рок, композиции Uriah Heep развиваются быстро, авторы не виснут на каждой отдельной части, они сменяют друг друга очень быстро, не успев утомить слушателя повторами. Героический вокал Байрона в Traweller In Time не кажется пафосным и искусственным, бас все время играет почти солирующую партию, органично поддерживая аккордовую игру клавишных, песня в постоянном развитии – и быстро заканчивается, чтобы дать прогреметь и прожужжать Easy Living. Ну да, козырный концертный номер – что тут скажешь. Кто же откажется от такой фишки? Ну а за ней начинается монументальная, основная часть альбома – от хорового вступления в Poet’s Justicec вокальными виньетками и торжественной основной мелодией, логичным и ожидаемым переходом в минор, ядовитыми гитарными фразами Бокса, совершенно «арт-басом» Гари Тэйна (недаром на обложке он первым в кредитах – играет он совершенно немыслимые и неожиданные фразы – к Circle Of Hands – еще более торжественной, с органным вступлением и лирической вокальной частью, когда все инструменты словно раздвигаются, давая возможность певцу донести свою мелодию и слова ни на что не отвлекаясь. От таинственных, мрачных звуков хаммонда в Rainbow Demon к гитарным диалогам All My Life с неистовыми криками Байрона к потрясающему разрешению всего альбома – Paradise – The Spell – от оперной части, постепенно насыщающейся электричеством и закрутившейся флэнжером к заключительной в чистом виде арт-роковой части какой-то уж совсем невиданной красы – и без сахарности, без пошлости, написанной и исполненной с отличным вкусом, где-то лаконично, где-то грандиозно. Если говорить об английском прогрессивном роке 70-х, то этот альбом – прогрессив-рок без его занудства и хард-рок без его унылости и глупости. Это во всех отношениях прекрасная пластинка. Один из замечательных альбомов английского рока 70-х.