«Я приду плюнуть на ваши могилы» - написал Борис Виан. Что заставило авторов музыки и текстов Procol Harumизваять такой диск – с точно таким же направление мысли (см. песню Still There’ll Be More») – неизвестно. Но Кейт Рейд и Брукер создали самое мрачное свое музыкально-поэтическое полотно, украшенное вдобавок всегда печальной, а еще чаще - рыдающей гитарой Робина Трауэра. В отличие от Виана, Брукер и Рейд написали свои песни без намека на юмор. Все очень серьезно и до чрезвычайности мрачно. Да еще и, учитывая гитару Трауэра – тяжело. И все вместе – прекрасный, музыкальный, поэтический альбом, самый роковый из всего, написанного и записанного Procol Harum. Радикальная смена состава, грань, за которой следовал бы развал группы, неубиваемый хит, принесший славу и отсутствие внятного продолжения уровня A Whiter Shade Of Pale, два первых альбома с прекрасной музыкой, но не оформленной так, как, вероятно, слышал внутри себя Брукер, третий помпезный но с каким-то внутренним неудовлетворением, недоговоренностью, невысказанностью – и – ударим уже, наконец, роком по всем по вам! – Whisky Train – музыка Робина Трауэра – стопроцентный рок, блюзовые ходы, яркое жесткое соло, гром ударных – кто сказал, что Procol Harum – это пастораль? Это настоящая рок-группа, проламывающая своим звуком стены любого зала. А дальше – погружение в психеделические образы и диалоги со смертью – что свойственно продвинутым молодым людям. Трепетность и иллюзорность мира, моментность происходящего, тонкий канат, по которому идет человек, готовый в любую секунду сорваться в черную пропасть. Путь над пропастью и груз воспоминаний – диалог органа и фортепиано в The Dead Man’sDream. Группа остается в своем фирменном звуке – орган-рояль на первом месте, ритм-секция и гитара чуть. Но здесь все сместилось и, наконец, найдено идеальное звучание, которое Брукер и компания будут разрабатывать теперь долгие годы. Still There’ll Be More – мрачность текста и разудалая, разухабистая музыка – еще один фирменный прием группы – и это тоже останется. Гитарное соло Трауэра не перекрывает фортепиано, но и не проваливается, все выстроено просто идеально. Звук, сложившийся на Номе – когда гитара и ритм-секция, наконец, «слепились» с клавишами и голосом Брукера – это словно открывшаяся дверь, дверь в музыку, которая польется теперь на следующих альбомах – с разным настроением, но оставаясь в сложившемся и удивительно комфортном звуке – и в жестком роковом Broken Barricades , и в изящном Grand Hotel и в помпезном симфоническом Live. Отсюда, с Home - начинается не просто «прогрессивная группа», отсюда – рок-группа с большой буквы. Классические пассажи органа в Nothing That I Didn’t Know и неожиданный аккордеон, снимающий пафос, еще одна песня Трауэра – настоящий британский рок About To Die с гитарными ходами в аккомпанементе близкими к музыке Хендрикса – и это тоже получается органично и не навязчиво. Группа обрела не второе дыхание, это дыхание – настоящее. Первое и главное. Трауэр скоро уйдет, а его гитарный звук и функция инструмента останется с группой навсегда.
Передышка (или вступление ко второй части) в фортепианной Barnyard Story – и оркестровый (хотя и без оркестра, но страшно мощный) накат аккордов в Piggy Pig Pig – и никогда еще гитара не играла в Procol Harum так яростно и свободно. И очередная фирменная симфония Брукера – Whaling Stories. Перекличка с первыми альбомами группы, но теперь уже все сыграно, аранжировано и записано так, словно группа ушла в кругосветное путешествие, испытала все невзгоды, заработала миллион и потеряла его, научилась всем ремеслам на свете и обрела космическую мудрость. И вернувшись в студию, записала то, что хотела сделать раньше, только теперь уже опираясь на огромный опыт и знания. И родилась классика прогрессивного рока. И Your Own Choice – светлая песня со светлой же грустью и печалью. И – собственно, заявка на все последующие альбомы – которые все, как один будут проникнуты этим настроением – взрослой, умной и мудрой грустью сквозь улыбку и даже ядовитый громкий смех – но только не клоунада и разгильдяйство, без отрицания прошлого – и в музыке и в текстах, но всегда оставаясь в современности.