Найти в Дзене
Иду и смотрю

«Ну, погоди» и «Тетрис» как приметы времени

Витрина, возле которой экскурсоводы отдыхают

Фото из интернета
Фото из интернета

Многие витрины в экспозиции посвящены событиям и явлениям, впервые пришедшим в нашу жизнь в последнее десятилетие прошлого века и сделавшим повседневность такой, какой мы её привыкли видеть.

Новые игрушки и игры, разительно отличающиеся от прежних, появляются на полках отечественных магазинов в конце 80-х – начале 90-х. Куклы Барби, фишки и разнообразные конструкторы Lego... Но особую популярность тогда приобрели игровые консоли и видеоигры.

Фото из Музея Б.Н.Ельцина
Фото из Музея Б.Н.Ельцина

В 1984 году в СССР была разработана игра «Ну, погоди!»* - электронная игра, самая известная и популярная из серии первых советских портативных электронных игр с жидкокристаллическим экраном. Кроме игры, устройство обладает функцией часов и будильника. Розничная цена составляла 25 рублей (позднее — 23 рубля). В легенду о том, что после набора тысячи очков на экране покажут цветной мультфильм, верил каждый советский школьник. А ещё были «Рыбалка», «Морской бой» и два десятка вариаций на тему.

Игра сопровождалась характерным звуком, поэтому, например, общественный транспорт, если в одном вагоне было хотя бы 2-3 школьника, в те годы «звучал» в стиле этой самой «Ну, погоди!».

Одной из самых популярных игр 90-х, которая была практически у всех, стал «Тетрис», история которого удивительна и начинается в середине 80-х годов. Программист Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов** решил сделать компьютерный вариант головоломки Pentomino американского математика Соломона Голомба, в которой фигуры из пяти частей нужно было собрать в одну большую. Но мощность процессоров тех лет не позволила воссоздать Pentomino: количество блоков пришлось сократить до четырех — так «Пентамино» превратился в «Тетрис». Первоначальная версия игры была написана Пажитновым на языке программирования Pascal для компьютера «Электроника-60».

Фото из интернета
Фото из интернета

Позже 16-летний школьник Вадим Герасимов*** переложил игру на формат персонального компьютера.

Игра тогда была бесплатной, ею делились со всеми, и одна из дискет была подарена венгерским специалистам, приехавшим в СССР по обмену опытом.

В Будапеште «Тетрис» попал в руки британского бизнесмена Роберта Стейна, главы фирмы Andromeda, специализирующийся на создании компьютерных программ, который решил купить лицензию на игру, увидев в ней большой потенциал. Он разыскал Пажитнова, однако об их устных договоренностях ничего доподлинно неизвестно. Но тем не менее бизнесмен объявил себя правообладателем и перепродал права на игру «Тетрис» фирме Mirrorsoft. Mirrorsoft перепродает права на игру фирме Bullet-Proof Software, а они начинают переговоры о продаже прав японской компании Nintendo.

Вот тут-то все участники сделки узнают, что у Роберта Стейна нет письменного договора с Пажитновым, а юридически права на игру принадлежат государственной компании СССР «Электроноргтехника». Пришлось всем участникам ехать в Москву — договариваться с правообладателем, который предпочел заключить прямой договор с Nintendo. Вскоре Nintendo начинает продажи карманной игровой приставки Game Boy, где в числе первых шести игр был и «Тетрис».

Однако в США, где не знали о перипетиях с авторскими правами, уже началась массированная пиар-компания новой игры, для которой был создан дизайн в соответствии со всеми стереотипами об СССР времен холодной войны: на заставке — храм Василия Блаженного, музыкальное сопровождение — «Калинка» и «Эй, ухнем». В фоновых заставках программы появляются Ю. А. Гагарин, М. Руст, незадолго до этого совершивший посадку своего спортивного самолёта на Красной площади, и другие подобающие случаю персонажи. Так рождается сенсация — первая игра из-за «железного занавеса».

В 1987 году Mirrorsoft выпускает игру в официальную продажу, и она сразу же получает огромное признание пользователей и большое количество престижных наград. Среди геймеров ходила шутка, что «Тетрис» — это новое оружие КГБ, потому что офисные работники, у которых он стоял на рабочем компьютере, днями напролёт играли, забросив дела. Позже название игры стало именем нарицательным.

Фото  из интернета
Фото из интернета

Перепетии с правами на игру – отдельный сюжет, в судебные разбирательства были вовлечены Великобритания, Япония и США****.

Ну а в витринах Музея Б.Н.Ельцина представлена часть эволюции игровых приставок в 90-е годы — от необыкновенно популярной отечественной Dendy до представленной в музейной витрине культовой Sony PlayStation.

Многие экспонаты в этой витрине – часть личных коллекций сотрудников музея и их друзей. В музее даже есть специальная экскурсия, посвященная играм, причем основной базой для сбора информации стали различные форумы геймеров.

*Факты из Википедии:

Является аналогом японского Nintendo EG-26 Egg из серии Nintendo Game & Watch. По этой причине часы в игре «Ну, погоди!» работают по 12-часовому циклу (используемому в США и некоторых других странах). Волк со шляпой из оригинальной игры был заменён Волком (из мультфильма «Ну погоди!») с корзиной, а петух, выглядывающий из домика, — Зайцем.

Советским предшественником этой игры была довольно редкая игра «Электроника 24-01» с Микки-Маусом вместо Волка, а вместо Зайца была Минни. Кнопки «Игра А» и «Игра Б» назывались соответственно «Игра 1» и «Игра 2».

Позднее был выпущен целый ряд электронных игр, обычно — с аналогичной игровой механикой, но другими персонажами и оформлением.

В различных версиях игры были небольшие различия в изображениях на экране: в одном варианте трусы у Волка в цветочек, а в другом — в горошек; был также вариант, когда на трусах изображены звёздочки, а вместо символов ДП и ПП — циферблат часов (этот вариант прорисовки самый редкий); разная прорисовка куриц.

**В 1996 году Алексей Пажитнов устроился на работу в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box. Сейчас непосредственно программированием Алексей Пажитнов уже давно не занимается, он работал в подразделении Microsoft разработчиком компьютерных игр с 1996 по 2005 год.

Однако 29 июня 2010 года в интервью журналистам одного из игровых порталов Алексей Пажитнов сказал, что последние десять лет он работал над многопользовательским режимом для своего детища. Он сказал: «Главная проблема кроется в динамичности Тетриса. На последних уровнях всё ваше внимание сосредоточено на игре, любое неосторожное движение и вы проиграете. Так что у вас просто не будет времени смотреть, что делают другие игроки».

В 2019 году многопользовательский тетрис всё-таки появился на консоли Nintendo Switch под названием Tetris 99. Многопользовательским элементом стала возможность во время набора очков «подбрасывать» неполные ряды клеток в стаканы другим 98 участникам, пока не проиграют все, кроме одного.

***Герасимов учился в школе № 625 г.Москвы с углубленным изучением математики в старших классах. В 9-10 классах одним из предметов было программирование, который преподавали инженеры из ВЦ АН СССР. Учитель, Аркадий Борковский, привел учеников в ВЦ и дал возможность работать с персональными компьютерами.

****Остальные участники и не думали сдаваться: Spectrum Holobyte продавала «Тетрис» для IBM PC и Commodore 64, Atari Games начал продажи своей версии игры под названием TETЯIS, утверждая, что купили лицензию в СССР.

Практически началась юридическая война между компаниями Британии, США и Японии. Страсти накалились до такой степени, что проблема обсуждалась на уровне правительство Британии и СССР.

Неизвестно, сколько дров наломали бы еще участники в этой битве, но 15 июня 1989 года, судья округа Калифорния Ферн Смит (Fern Smith) ставит точку в споре, признав права на игру за японским Nintendo.