«Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та».
Роман Владимира Набокова наделал немало шума в своё время. И до сих пор не утихают споры об уместности сего произведения и его влиянии на умы неокрепших людей. А сколько было обвинений самого писателя в сходствах с интеллигентным и ранимым Гумбертом Гумбертом…
История по-настоящему жуткая. Романтические и сексуальные предпочтения главного героя, великовозрастного ребёнка в теле сорокалетнего мужчины (речь не об отклонениях в развитии, с этим-то у Гумберта проблем не было), не растут вместе с ним, оставшись на отметке 12-14 лет. Он называет маленьких девочек нимфетками, женится на одинокой от всего уставшей матери-одиночке, а потом укатывает с её двенадцатилетней дочерью в путешествие по США в стиле эдакого роуд-муви, только с нюансами.
Абсолютно каждая фраза, каждое слово Гумберта, каждое эстетическое высокоинтеллектуальное выражение его вызывало во мне отвращение. От одного первого предложения хочется помыть руки, если знаешь, кто такая Лолита, и что он сделал с этой девочкой. Но самое пугающее, это отзывы людей на эту книгу: мне не понять как людей, увидевших здесь запретную великую любовь, так и тех, кто называет Лолиту «той ещё малолетней стервой».
Лично я увидела в этой истории маленькую девочку, которая не нужна была своей матери, и у которой не было отца. Эта девочка увидела единственного человека, который отнёсся к ней заботой и участием, и подумала, что он станет ей отцом…Он же, сравнивающий себя с Данте и Эдгаром По, размышляющий о поэзии и средневековой литературе, никого любить не способен, и даже о лолите он думает как о временной красоте, которая через 2 года увянет. Где здесь любовь? Обвинения в стороны Лолиты, по моему подозрению, исходят в основном из фильма 1997 года, где Лолиту играет 16-лентяя девочка, что сильно меняет канву произведения. А теперь представьте настоящую двенадцатилетнюю роковую обольстительницу, обводящую вокруг пальца сорокалетнего мужчину. Звучит смешно.
Видела ещё обвинения в Лолиты в меркантильности, мол Гумберт её все эти годы обеспечивал, а в конце дал денег на жизнь, но люди почему-то забывают, что это деньги её матери, которые Гумберт присвоил себе как вдовец. Он вторгся в их жизнь, косвенно привел к смерти матери, продал её дом, похитил и играл в трагическую любовь. Как можно этого человека защищать и ему сочувствовать для меня за гранью понимания.
Набоков создал потрясающий образ человека рефлексирующего, но рефлексия у него ложная, смещённая куда-то за рамки, он говорит так, будто понимает, что совершает плохие вещи, но не понимает, что именно он делает не так. Он всегда оправдывает себя, он врёт своему читателю (все мы знаем про это прелестный приём «ненадёжный рассказчик»).
Эту книгу было очень тяжело и неприятно читать, главный герой вызывал отвращение, судьба маленькой брошенной девочки вызывала сочувствие и ужас. Набоков гениально справился с этой задачей и вывернул душу этого человека . Расскажите о своих впечатлениях и главное – своём отношении к главному герою.