Западники предлагают больше вкладывать в здравоохранение, не интересуясь удовлетворённостью населения медпомощью, считая, что с недовольным суд разберётся. Российские власти оценивают здравоохранение по отношению к нему людей, скромничая с вложениями. Минздрав меняет формат выяснения удовлетворённости населения с плохого на нехороший.
Они нам сегодня не указ, но всё-таки эксперты ВЭФ предостерегают от катастрофической нехватки медиков и учителей к 2030 году и предлагают инвестировать в социальный сектор, обещая «мультипликационный эффект» вложений – скромный рост в 2,3 раза. ВЭФ подсчитал, что на каждые дополнительно вложенные в социальный сектор 1,3 трлн долларов ВВП прирастает на 3,1 трлн, на 10 млн рабочих мест в социальном секторе появляются 1 млн в смежных отраслях экономики.
Власти российских регионов мультяшные рубли не привлекают, они реагируют на недовольство пациентов и замечания «сами знаете кого». Да знают они, что от грубости пациентов и начальников усугубляет дефицит медицинских кадров, но всё равно ориентируются на удовлетворённость населения, если жители молчат, то нет и суеты по привлечению медиков. Вложения в медицину считают неэффективным – деньги «выносятся», а приносимые в бюджет рубли при восстановлении трудоспособности в расчёт не берутся – слишком сложно считать.
Личную инициативу по инвестициям в здравоохранение проявляет, пожалуй, только столичная власть, но за каждый рубль спрашивает с московских врачей повышением профессионализма. Заработки московских медиков давно уже предмет зависти, но условия их труда в присутствии современного оборудования и полнейшей информатизации, не уступают общероссийским – такая же потогонная система при большей степени унижения, потому как на место доктора всегда есть претендент, а потому начальникам столичных ЛПУ не надо беречь здоровье и психику сотрудников.
Глава ЦНИИОИЗ Ольга Кобякова публично признаёт, что при отсутствии единой методики оценки удовлетворенности населения медицинской помощью за неё принимается замешанная на сложности, комплексности и субъективизме сублимация. «К факторам, влияющим на уровень показателя удовлетворенности людей медицинской помощью, относятся пол, возраст, срок получения медицинской помощи, отношение персонала, состояние инфраструктуры и др.» Следуя рекомендациям учёных и составленной ими анкете, Минздрав выяснит удовлетворённость в телефонном опросе.
Анкетируемого попросят сообщить о себе, оценить инфраструктуру и организацию работы в лечебном учреждении, поделиться опытом взаимодействия с медперсоналом. Вопросы позволят сориентироваться не только в уровне лояльности к системе здравоохранения, но и в степени субъективизма пациента, оценивающего результативность своего лечения, хотя в анкету включена балльная оценка общего уровня удовлетворенности, и не исключено, выводы по ЛПУ будут зависеть именно от этого пункта.
Одно успокаивает, что с течением времени отношение к здравоохранению всё же меняется в лучшую сторону. Апрельский опрос холдинга Ромир показал рост удовлетворённости на 8% за 20 лет - с 46% до 54%. «На фоне общей критики системы здравоохранения мы видим неожиданные данные по росту удовлетворенности россиян медуслугами. В глобальном измерении отношение к системе здравоохранения в России хуже, чем в других странах. <…> Но динамика на протяжении 20-летнего тренда говорит о положительных изменениях», – объясняет социолог Андрей Милехин.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача