К сожалению, России хронически не везёт с кандидатурами на пост министра экономического развития. Раньше Минэк возглавляли откровенные либералы, сейчас у руля стоит Максим Решетников – человек, которого сложно охарактеризовать как сислиба, однако едва ли повернётся язык назвать профессионалом. Низкий уровень компетентности руководитель ведомства подтвердил на очередном брифинге, где посетовал на снижение потребительского и ипотечного кредитования. Между тем выступить в качестве драйвера развития эти факторы не могут, и господину Решетникову это следовало бы знать.
Санкции коллективного Запада против нашей страны остро поставили перед правительством вопрос о структурной перестройке русской экономики. Если её не поменять и оставить всё, как прежде, то долго мы не протянем. Отобьём первые удары, но дальше начнём соскальзывать в пропасть. Россия должна не на словах, а на деле слезать с сырьевой иглы, развивать реальный сектор национального хозяйства, в особенности высокотехнологичные отрасли и сферы, где производится продукция с высокой добавленной стоимостью. Нужны новые социально значимые инфраструктурные объекты, идеальная логистика как на западном, так и на восточном направлении.
Министр не в своей тарелке
Отвечать за все эти процессы, по логике, должно Министерство экономического развития во главе с Максимом Решетниковым. Увы, кабмину как-то не везёт с кандидатурами на пост главы ведомства. Ранее Минэком верховодили системные либералы вроде Эльвиры Набиуллиной и Алексея Улюкаева (последний вообще попался на вымогательстве взятки размером в 2 миллиона долларов и отсидел восемь лет за свои проделки). Сейчас эту структуру возглавляет человек, которого нельзя назвать либеральным монетаристом, что, безусловно, является плюсом. Однако Максим Геннадьевич, к прискорбию, не является вполне компетентным человеком, находится не на своём месте.
Хорошим подтверждением этому тезису является последний брифинг главы Минэкономразвития, на котором Решетников отчитался о ситуации в экономике за последние четыре месяца. Русское национальное хозяйство неплохо адаптировалось к жизни под беспрецедентными западными санкциями. Рост внутреннего валового продукта в январе – апреле 2022-го составил 3,5%, однако в апреле, по сравнению с апрелем 2021-го, сократился по понятным причинам на 3%. Такое положение вещей в целом не может не радовать. Тем не менее заслуг Максима Геннадьевича здесь нет от слова "совсем". Решения принимались другими людьми, инициативы Минэка не было заметно.
Впрочем, интересны нам не сухие цифры, а выводы, которые из них делаются господином министром. В качестве основной экономической проблемы Решетников называет кризис спроса и сокращение в мае денежной массы, сокрушается по поводу фактической остановки потребительского и ипотечного кредитования и возлагает надежды на льготные кредиты правительства. Они, по его мнению, вкупе со снижением ставки рефинансирования Центральным банком смогут подстегнуть спрос.
Но позвольте, в чём тут смысл? Наращивание потребительского и ипотечного кредитования не может являться драйвером экономического развития, эффект от роста кредитов лишь краткосрочный. На что уходят потребительские займы, совершенно очевидно: на импортные товары (не будет ведь наш соотечественник ждать несколько лет запуска русских производств). Получается, человек, ответственный за развитие экономики, по факту играет на руку зарубежным производителям. Нонсенс. Ипотека также не панацея. Строительная сфера – частный случай, к тому же переизбыток с ипотечными кредитами может привести к перегреву рынка недвижимости. Не говоря о том, что у нас строят некачественное жильё в виде многоквартирных муравейников (хоть ты не строй вовсе, честное слово).
Что с того?
Главной задачей правительства и Центробанка должно стать кредитование реального сектора экономики, денежная масса должна направляться в первую очередь именно туда. Следует понимать: спрос не рождает предложения. Напротив, потребители могут даже не знать о каком-либо инновационном виде продукции, пока его не начнут выпускать. Спрос и предложение – понятия равноценные. Будет сравнительно качественное предложение от отечественного производителя – будет и спрос внутри страны, это гарантированный факт. Пока же у Максима Решетникова стратегии нет никакой. Только частные предложения касательно проектного финансирования и соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Идеи хорошие, но погоды не делают.
Вся надежда – на премьер-министра Михаила Мишустина. Судя по всему, у председателя правительства есть чёткое понимание необходимости структурной перестройки. И отдельные предварительные результаты радуют. Например, то, что легализация параллельного импорта и активное его поощрение рассматривается не в качестве долгосрочной стратегии, а как инструмент решения оперативных проблем. Это чётко проговорил глава кабмина 31 мая на заседании президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. Надеемся вскоре увидеть реальные очертания масштабных инвестиционных программ для промышленности и высокотехнологичных сфер.