Найти в Дзене
Жизнь вокруг

Читая книги. Говард Лавкрафт "Зов Ктулху

Фото мои личные
Фото мои личные

Вчера по дороге с рок-концерта закончила читать. Знаете, в качестве маленького предисловия скажу так: читать Лавкрафта после рок-концерта не надо. Ибо заряд, полученный от любимой группы, вселяет жажду жить, эйфорию, любовь ко всему человечеству (некоторые представители которого этого вовсе недостойны, но эта любовь со временем пройдет) и жажду жить. Ужасы же, которые описывает лавкрафт - это просто детский сад.

Фото мои личные
Фото мои личные

Теперь о самой книжке.

Это сборник рассказов. Некоторые я бы отнесла по формату к повести, но с редакторами не поспоришь. Пусть будут рассказы.

Первый из них "Дагон". В нем автор описывает какие-то переживания некоего капитана от первого лица. Читая, я ловила себя на мысли, что мне это смутно знакомо. Потом догадалась: когда-то, несколько лет назад я читала книжку по психиатрии. Это отдельная тема - сейчас не вспомню названия и автора, потому описывать ее содержание не буду. Только кратко замечу: описание фантазий и галлюцинаций под тяжелыми наркотиками весьма напоминает фантазии Лавкрафта. Я не читала его биографию, потому не знаю, на чем он сидел. Но то, что сидел - точно. Ибо авангардистско-импрессионистские (если можно так выразиться) описания вряд ли придут человеку даже с очень буйной фантазией. Но я могу ошибаться. Поэтому не буду ни с кем спорить - просто описываю свои впечатления.

Фото мои личные
Фото мои личные

Описания других рассказов давать не буду, достаточно названий: "Из потустороннего мира", "Данвичский кошмар", "Цвет из иных миров", "Потаенный ужас", "Серебряный ключ", "Крысы в стенах", "Белый корабль", "Шепчущий во тьме" и последний - "Зов Ктулху", по которому назван сборник. Я не знаю, почему его назвали родоначальником хоррора, а его рассказы - эталоном литературы ужаса. То, что он через слово поминает "страх", "ужас", "богохульно", "отвратительно", "мерзко", "зеленая дурнопахнущая слизь" и прочее не делает рассказ страшным или хоть отчасти пугает. Меня уж точно. В этом плане нагнетание ужаса, описание в подробностях жути гораздо пугает, чем постоянные поминание слов о них. Стивен Кинг, хоть и не страшен (мне), но нагнетать умеет лучше.

Фото мои личные
Фото мои личные

Плюс ко всему странное пристрастие Лавкрафта к воде: все его "ужасные твари" приходят либо из болота, либо из рек и океанов. Возможно, на него неоднозначно повлияла теория Дарвина или теория эволюции в расширенном формате, согласно которой вся жизнь на Земле зародилась в воде. Это мой вывод. Я на нем не настаиваю.

Фото мои личные
Фото мои личные

Первые рассказы - это невнятное описание невнятных "ужасов", которые непонятно откуда появляются пред изумленным героем рассказа, творят непонятно что, непонятно как пугая и вообще непонятно чего добиваются.

Вторая часть рассказов более осмысленна. Особенно один из них - "Шепчущий во тьме". Здесь автор подробно описывает "чудовищ", которые прилетели с Плутона за каким-то чертом на нашу Землю, чтобы забирать зачем-то людей путешествовать по чужим мирам. При этом данные "инопланетяне" основательно обманули главного героя, который на редкость недалек: автор пишет от первого лица о своей переписке с некоем фермере, который столкнулся с непонятным не своей отдаленной ферме. Данный фермер боролся с этим непонятным, подозревал слежку за собой, высылал материалы автору (камни, фотографии, письма с описанием ужасов, восковую пластинку со звуками "непотребного шабаша"). В последнем письме истерично просил не приезжать к нему. Письма перехватывались (только часть дошла по назначению), каменное доказательство вообще было похищено.

И вдруг вместо рукописного письма автор получает от фермера отпечатанное на машинке письмо с совершенно другой стилистикой и другим мнением по поводу своих "ужасов". Вместо страха и омерзения фермер весьма благодушен и даже позитивно настроен на общение с "инопланетянами". Более того, приглашает автора к себе, почему-то вечерним поездом, и несколько раз поминает захватить все "доказательства". Не знаю, как вас, меня бы насторожил такой резкий поворот, напечатанный на машинке да еще с приглашением и настойчивым поминанием привести доказательства с собой. Но автор едет. Его встречает не фермер (фото которого тот однажды выслал), а посторонний человек, представившийся другом, о котором автор понятия не имел (в письмах фермер говорил, что одинок) и голос которого автору показался знакомым (уже настораживает). Его слова, что фермер страдает от астмы и не может сейчас его встретить - курам на смех: астма не ревматизм, приступ не длится неделями.

Во время поездки автора "охватывают смутные беспокойства и предчувствия, страх и нервозность". По приезде на ферму автор не слышит ни одной живности. Фермер, по словам сопровождающего, сейчас не может долго общаться. Ибо его астма привела к опуханию его тела, повредила голос и сказывается на глазах (они плохо переносят солнечный свет). Вам не кажется это подозрительным? Мне да. Автору нет. Автор зашел в дом и увидел в темной комнате кресло с неподвижным телом, которое шептало похвалы "инопланетянам", их технологиям, рассуждало о путешествиях меж звезд и прочее.

Ночью автор услышал разговор странных сущностей, что привело его к побегу из дома.

Дальше описывать не буду - читайте. Меня подобное нагромождение нелепостей позабавило. Страшного я ничего не уловила, кроме вопиющей глупости главного героя. Но это не страшно, а печально.

Фото мои личные
Фото мои личные

Последний рассказ - "Зов Ктулху" - я читала в расчете закончить свой стих, который у меня родился, когда я только приобрела данный опус. К сожалению, должна признать, что вдохновение не пришло - не из чего: вдруг массовая истерия "чувствительных" людей, пиратский корабль метисов (скорее всего, карибские пираты, но это автором не уточнялось), вдруг поднявшийся остров из глубин океана, остров, в сердцевине которого миллионы лет спит жрец Ктулху, погоня этого проснувшегося Ктулху за яхтой, оказавшейся рядом, статуэтки и сны - скучно и занудно. Постоянно поминавшиеся (как я раньше говорила) слова "страх" и "ужас" меня не напугали. Как и мимоходное описание жертвоприношений. Если бы автор остановился подробнее на этих мерзостях, возможно, было бы от чего пугаться. А так...

Словом, я в который раз разочаровалась в Лавкрафте. Уж лучше Эдгара По читать - он пугает более умело.