Найти в Дзене
По дорогам сказки

Судьба золушкиной матери...

Вариантов сказки о Золушке существует множество. И во всех случаях мы узнаем о судьбе сироты, над которой издевались мачеха и её дочери. А вот куда девалась мама главной героини мы сегодня попробуем узнать. С одной стороны, сказочнику, конечно, удобно использовать мотив сиротства для более интересного сюжета. Но, в принципе, что мешало ему просто рассказать историю о девушке из обедневшей семьи, у которой просто не хватает финансов для выездов в свет? Но нет же, вводится трагический компонент. И, если хотите, даже детективный. Начнем с того, что есть один предмет, который указывает на причастность мачехи. Это - волшебная палочка. Да-да, эта самая палочка или, чаще, просто веточка присутствует практически во всех европейских вариантах. И ещё вместе с веточкой иногда присутствуют птички. Вот что интересно: в культуре разных народов есть представление о дереве, на котором в виде птиц сидят духи рода, которые потом спускаются на землю в чрево беременной женщины, чтобы вно

Вариантов сказки о Золушке существует множество. И во всех случаях мы узнаем о судьбе сироты, над которой издевались мачеха и её дочери. А вот куда девалась мама главной героини мы сегодня попробуем узнать.

...Была у короля и королевы одна-единстенная дочь, но вот королева умерла, и король снова женился. Всё бы хорошо, да у новой королевы тоже дочь родилась. Невзлюбила тогда королева падчерицу. Всё что-нибудь недоброе ей сделает. И чем больше родная дочь подрастает, тем неродной хуже. Держат её как на побегушках - то стирать пошлют, то велят за водой на ручей сходить, то ещё чего придумают. (Из испанской сказки "Золотая звёздочка").  Иллюстрация Greenmaggot
...Была у короля и королевы одна-единстенная дочь, но вот королева умерла, и король снова женился. Всё бы хорошо, да у новой королевы тоже дочь родилась. Невзлюбила тогда королева падчерицу. Всё что-нибудь недоброе ей сделает. И чем больше родная дочь подрастает, тем неродной хуже. Держат её как на побегушках - то стирать пошлют, то велят за водой на ручей сходить, то ещё чего придумают. (Из испанской сказки "Золотая звёздочка"). Иллюстрация Greenmaggot

С одной стороны, сказочнику, конечно, удобно использовать мотив сиротства для более интересного сюжета. Но, в принципе, что мешало ему просто рассказать историю о девушке из обедневшей семьи, у которой просто не хватает финансов для выездов в свет? Но нет же, вводится трагический компонент. И, если хотите, даже детективный.

Начнем с того, что есть один предмет, который указывает на причастность мачехи. Это - волшебная палочка.

... Крёстная только дотронулась до неё своею палочкой, и тот час же платье её превратилось в наряд, вышитый золотом и серебром и весь усеянный драгоценными камнями; потом она дала ей пару туфелек, отороченных мехом, таких красивых, что красивее и не бывает. (Из сказки Шарля Перро "Золушка или Туфелька, отороченная мехом")
... Крёстная только дотронулась до неё своею палочкой, и тот час же платье её превратилось в наряд, вышитый золотом и серебром и весь усеянный драгоценными камнями; потом она дала ей пару туфелек, отороченных мехом, таких красивых, что красивее и не бывает. (Из сказки Шарля Перро "Золушка или Туфелька, отороченная мехом")

Да-да, эта самая палочка или, чаще, просто веточка присутствует практически во всех европейских вариантах. И ещё вместе с веточкой иногда присутствуют птички.

...Вышла Золушка в сад и молвила: "Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, летите, помогите мне выбрать чечевицу! Хорошие - в горшочек, поплоше, те в зобочек". И прилетели к кухонному окошку два белых голубка, а за ними и горлинка, и, наконец, прилетели-послетались все птички поднебесные и опустились на золу. (Из сказки братьев Гримм "Золушка).
...Вышла Золушка в сад и молвила: "Вы, голубки ручные, вы, горлинки, птички поднебесные, летите, помогите мне выбрать чечевицу! Хорошие - в горшочек, поплоше, те в зобочек". И прилетели к кухонному окошку два белых голубка, а за ними и горлинка, и, наконец, прилетели-послетались все птички поднебесные и опустились на золу. (Из сказки братьев Гримм "Золушка).

Вот что интересно: в культуре разных народов есть представление о дереве, на котором в виде птиц сидят духи рода, которые потом спускаются на землю в чрево беременной женщины, чтобы вновь возродиться.

Древо жизни на английском гобелене XVII века из коллекции музея Метрополитен.
Древо жизни на английском гобелене XVII века из коллекции музея Метрополитен.
Древо жизни или "кусток" в народной урало-сибирской росписи XIX века.
Древо жизни или "кусток" в народной урало-сибирской росписи XIX века.

Вернемся к веточке. Если в некоторых сказках отец просто привозит её по просьбе дочери, то, например, у братьев Гримм веточка вырастает на могиле матери, политой слезами Золушки.

...Золушка пошла на могилу к матери и посадила там ветку и так сильно плакала, что слёзы катились у неё из глаз на землю, и они подили ту ветку. Вот выросла веточка и стала красивым деревом. Золушка трижды в день приходила к дереву, плакала и молилась, и каждый раз прилетала на дерево белая птичка, и когда Золушка ей говорила какое-нибудь желание, птичка сбрасывала ей то, что она просила. (Из сказки братьев Гримм "Золушка").
...Золушка пошла на могилу к матери и посадила там ветку и так сильно плакала, что слёзы катились у неё из глаз на землю, и они подили ту ветку. Вот выросла веточка и стала красивым деревом. Золушка трижды в день приходила к дереву, плакала и молилась, и каждый раз прилетала на дерево белая птичка, и когда Золушка ей говорила какое-нибудь желание, птичка сбрасывала ей то, что она просила. (Из сказки братьев Гримм "Золушка").

Это не просто растение. Зелёный побег - воплощение души умершей. Я уже писала в статье "Другая Снегурочка..." о дудочке из тростника, выросшего на могиле девушки, убитой завистницами. Существовало поверье, что если умерший был чист душой или безвинно пострадал, то она - душа, могла прорасти деревцем.

Т.А. Агапкина так же указывет и на другие сюжеты - человек мог стать деревом в результате проклятия. А ещё распространена история о двух переплетающихся деревьях, выросших на могилах несчастных влюбленных.

...Когда они ударили в первый раз, дерево вздохнуло, когда ударили во второй раз, кровь брызнула. Когда ударили в третий, дерево промолвило: "Не рубите, музыканты... Я вовсе не дерево, я тело и кровь. Я прекрасная девушка из этого городка. Мать закляла меня... чтобы я превратилась в дерево и стала явором. (Из словацкой баллады, фрагмент взят из книги Т.А. Агапкиной "Деревья в славянской народной традиции"). Иллюстрация David Zyla.
...Когда они ударили в первый раз, дерево вздохнуло, когда ударили во второй раз, кровь брызнула. Когда ударили в третий, дерево промолвило: "Не рубите, музыканты... Я вовсе не дерево, я тело и кровь. Я прекрасная девушка из этого городка. Мать закляла меня... чтобы я превратилась в дерево и стала явором. (Из словацкой баллады, фрагмент взят из книги Т.А. Агапкиной "Деревья в славянской народной традиции"). Иллюстрация David Zyla.

В тех вариантах, где отец привозит веточку или семечко (для рассады))), явно присутствует мотив путешествия. Ранее считалось, что путешественник находится между мирами, пока не добрался из пункта А в пункт В. И в этом состоянии может случайно посетить места, недоступные живым. Таким, судя по всему был остров, в сказке Джамбаттиста Базиле названный Сардинией. Таким же миром был лес, через который проезжал отец из сказки "Ореховая веточка".

...Отправился князь в путь, уладил свои дела на Сардинии, купил всё, что просили у него падчерицы, а про Цеццоллу из головы и выпустил. Но когда сел в корабль и подняли парус, то не смог корабль выйти из порта. И думали, что сопротивные течения не дают ему выйти. Корабельщик, уже почти отчаявшись, в изнеможении лег уснуть и увидел во сне фею, которая сказала ему: "Знаешь, почему не можете вы выйти из порта? Потому что князь, что на борту у тебя, не исполнил слова, данного дочери: ни о ком не забыл, кроме той, что от плоти и крови его рождена". (Из сказки Джамбаттиста Базиле "Кошка Золушка")
...Отправился князь в путь, уладил свои дела на Сардинии, купил всё, что просили у него падчерицы, а про Цеццоллу из головы и выпустил. Но когда сел в корабль и подняли парус, то не смог корабль выйти из порта. И думали, что сопротивные течения не дают ему выйти. Корабельщик, уже почти отчаявшись, в изнеможении лег уснуть и увидел во сне фею, которая сказала ему: "Знаешь, почему не можете вы выйти из порта? Потому что князь, что на борту у тебя, не исполнил слова, данного дочери: ни о ком не забыл, кроме той, что от плоти и крови его рождена". (Из сказки Джамбаттиста Базиле "Кошка Золушка")

Кстати, в русском фольклоре есть ещё одна сказка про деревце на костях. "Крошечка Хаврошечка". Яблоня, выросшая из косточек коровы, подчинилась Хаврошечке в самый ответственный момент - когда к дому подъехал потенциальный жених.

...Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать. (Из русской сказки "Крошечка Хаврошечка). Художник Вениамин Лосин.
...Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать. (Из русской сказки "Крошечка Хаврошечка). Художник Вениамин Лосин.

Существует и ещё один вариант, уже не про яблоню, а про березку. Вместо коровы была овца, зарезанная по многочисленным просьбам мачехи. И вот что интересно - именно ведьма-мачеха превратила в овечку мать главной героини.

Подытожим: волшебная палочка, вернее, веточка растет на могиле матери, умершей явно не своей смертью. При этой веточке имеются птички-духи. Именно они помогают Золушке. А если принять во внимание версию с превращением в овечку, то тут не обошлось без мачехи... А тот персонаж, что предстает в некоторых версиях феей-крестной, судя по всему, изначально неупокоенный дух матушки, помогающий девушке из могилы.

Возможно, с превращениями вышел перебор, но со смертью матери Золушки явно не чисто...

Бонус: в одной из первых письменных версий Золушку изначально звали Цеццоллой (Zezzolla). Она укокошила свою первую мачеху по наветам гувернантки, и сама потом от неё и страдала. А фею в виде пальмы вырастила в золотом ведерке из семечка, привезенного отцом с Сардинии.
...И Цецолла с такой радостью, что разве из кожи вон не выпрыгивая, посадила пальму в красивый горшок и стала рыхлить землю и окапывать, утром и вечером поливать, салфеткой шёлковой утирать - столь прилежно, что в четыре дня выросла пальма в рост женщины. И вышла из неё фея и говорит: "Скажи, чего тебе надобно?". (Из сказки Джамбаттиста Базиле "Кошка Золушка"). Художник Warwick Goble.
...И Цецолла с такой радостью, что разве из кожи вон не выпрыгивая, посадила пальму в красивый горшок и стала рыхлить землю и окапывать, утром и вечером поливать, салфеткой шёлковой утирать - столь прилежно, что в четыре дня выросла пальма в рост женщины. И вышла из неё фея и говорит: "Скажи, чего тебе надобно?". (Из сказки Джамбаттиста Базиле "Кошка Золушка"). Художник Warwick Goble.

Уважаемые читатели, если вы не согласны с версией автора или вам что-то непонятно из текста публикации, пожалуйста, будьте конструктивны. Комментарии типа "бред", "чушь" и т.п. будут удалены.

Спасибо, что дочитали!

Наталия Трясцина.