Найти в Дзене
Фантастоведение

«Магелланово облако» Станислава Лема

Рубрика «Фантастическая литература»: научно-фантастический роман «Магелланово облако», Станислав Лем, 1955 год Здравствуйте, уважаемые почитатели фантастики! «Своим первым научно-фантастическим романам я отказываю сегодня в какой-либо ценности…» Станислав Лем. Автобиография «Моя жизнь», 1983 г. «Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман [«Магелланово облако»] обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду» Станислав Лем. Интервью «Общей газете», 20.01.2000 г. Роман «Магелланово облако» впервые увидел свет в ноябре 1955 года в Польше. Варшавское государственное издательство «Iskry» выпустило книгу тиражом немногим больше двадцати тысяч штук. Советский читатель познакомился с произведением в 60-ом сначала на страницах журнала «Юный техник», затем – отдельной книги из популярной серии «Библиотека приключений и научной фантастики». Известно, что Станислав Лем неохотно давал разрешение на публикацию своего романа в других странах, кроме Со

Рубрика «Фантастическая литература»: научно-фантастический роман «Магелланово облако», Станислав Лем, 1955 год

Здравствуйте, уважаемые почитатели фантастики!

«Своим первым научно-фантастическим романам я отказываю сегодня в какой-либо ценности…»

Станислав Лем. Автобиография «Моя жизнь», 1983 г.

«Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман [«Магелланово облако»] обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду»

Станислав Лем. Интервью «Общей газете», 20.01.2000 г.

«Звездолет». Художник Питер Элсон
«Звездолет». Художник Питер Элсон

Роман «Магелланово облако» впервые увидел свет в ноябре 1955 года в Польше. Варшавское государственное издательство «Iskry» выпустило книгу тиражом немногим больше двадцати тысяч штук.

Советский читатель познакомился с произведением в 60-ом сначала на страницах журнала «Юный техник», затем – отдельной книги из популярной серии «Библиотека приключений и научной фантастики».

Известно, что Станислав Лем неохотно давал разрешение на публикацию своего романа в других странах, кроме Советского Союза. Например, он категорически запретил перевод на японский, ссылаясь на боязнь того, что прочитавшие роман японцы могут проникнуться коммунистическими идеями. Даже на родине писателя в период социализма «Магелланово облако» выходило только дважды, в 55-ом и 70-ом.

Иллюстрация Л. Дурасова. к роману «Магелланово облако»
Иллюстрация Л. Дурасова. к роману «Магелланово облако»

Литературовед Мария Галина назвала «Магелланово облако» третьей коммунистической утопией. Присваивая третьей по счету номер, она, вероятно, руководствовалась значимостью произведения для советских читателей.

Ведь фактически, если рассматривать линию времени, утопическое первенство за «Магеллановым облаком», так как роман «Туманность Андромены» И. Ефремова вышла через два года, а повесть «Возвращение. Полдень XXII век» братьев Стругацких спустя семь лет после публикации произведения Лема.

Коммунистическая утопия изображает идеальное общество, устройство которого основано на принципах, изложенных в трудах мыслителей XIX века Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Мир далекого будущего (события романа происходят во втором десятилетии 32-го века), описываемый Лемом, находится в высшей фазе коммунистической формации.

Полностью ликвидирована частная собственность, всё только общественное. Повсеместно реализован принцип «каждому по потребностям», что обеспечило доступ членов общества к необходимым благам без излишков.

Труднее всего фелицитологам (в будущем вопросами счастья занимается отдельная группа ученых, объединенных в институт) далась борьба с манией коллекционирования. Лица, страдавшие ею, собирали самые различные предметы, начиная с произведений искусства, марок, и монет, и заканчивая самыми мыслимыми и немыслимыми объектами вожделения.

Как бы глупо сейчас это не звучало, но проблему жажды обладания решили устройства, сходные с современными планшетами. Например, картину Мона Лиза великого Леонардо да Винчи можно «повесить в своей квартире в рамке телевизионного экрана и любоваться ее красотой, а потом убрать ее, нажав выключатель».

Иллюстрация Ежи Скаржиньски к роману «Магелланово облако»
Иллюстрация Ежи Скаржиньски к роману «Магелланово облако»

Преобразование облика родной планеты – одна из отличительных черт коммунистической утопии. Предполагалось, что техническое могущество человеческой коммуны будет настолько велико, что она без труда подчинит себе природу, и терраформированная Земля будет идеальной средой обитания.

Главный герой романа (кстати, Лем не наделяет его именем) родился в северной Гренландии «недалеко от Полярного круга, в той части острова, где тропический климат сменяется умеренным, а пальмовые рощи уступают место высокоствольным лиственным лесам».

Примечательно, что романы «Магелланово облако» и «Туманность Андромеды» написаны практически в одно время, поэтому исключено какое-либо взаимное влияние. От этого удивительно, что в некотором плане произведения очень похожи, даже если не рассматривать схожие черты устройства коммунистического общества будущего, описанные в романах, ведь авторы творили в эпоху социализма, и одинаковую сюжетную затравку в виде межзвездной экспедиции, ведь в середине XX века об этом грезили многие.

Любопытно, во-первых, что писатели нарекли свои произведения названиями астрономических объектов, во-вторых, удивительный факт, но обе книги содержат «музыкальные» главы. В «Туманности Андромеды» одна из глав носит название «Симфония фа минор цветовой тональности 4,750 мю», а в «Магеллановом облаке» – «Девятая симфония Бетховена».

Обложка первого издания романа «Магелланово облако». Варшава, 1955 г.
Обложка первого издания романа «Магелланово облако». Варшава, 1955 г.

В центре повествования – первая межзвездная экспедиция. Огромный звездолет по имени «Гея» (с древнегреческого – «Земля») с более чем двумя сотнями астронавтов на борту летом 3114 года отправился к соседней звездной системе Центавра с целью исследования местной группы планет.

«Магелланово облако» – в первую очередь космическая приключенческая фантастика, пронизанная романтикой исследования далеких миров. История о лучших представителях человеческой цивилизации, отправившихся в многолетнее путешествие, сопряженное с немыслимой опасностью.

Так случилось, что «Магелланово облако» Станислава Лема – первый научно-фантастический роман, прочитанный мной в детстве. Хотя даже автор был невысокого мнения о своем творении, для меня «Магелланово облако» – знаковая книга, навсегда привившая мне любовь к научной фантастике и веру в светлое будущее земной цивилизации, пусть и не коммунистическое.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!