ПРОГУЛКА ПО ЭШАФОТУ, 1992, Россия, реж. Исаак Фридберг
Вы должны посмотреть этот фильм!
Возможно, в будущем, мы разберём тему «падения Адама и Евы» из райского сада, ведь у гностиков свой, несколько иной, взгляд на упомянутые библейские события.
Но сейчас нам бы хотелось обратиться к воспоминаниям автора фильма – Исаака Фридберга, в которых он говорит о своём пути в кинематографе:
«Я мечтал стать кинорежиссером, но понятия не имел, как это делается. Никакого отношения к искусству не имели семья, друзья семьи, родственники друзей и даже соседи по улице. Институт кинематографии абортировал меня на творческом конкурсе. Униженный и оскорбленный, я решился на драматический жест: документальный сценарий, удостоенный во ВГИКе вежливой пощечины, я наградил чужой фамилией и отнес в редакцию ближайшей киностудии. Через неделю скоропостижно загремел в армию, по этой причине посетил киностудию только полгода спустя, находясь в краткосрочном отпуске. Сценарий уже был снят, картина монтировалась, автора в пожарном порядке искали через адресный стол и не могли найти. Я благополучно вернул себе фамилию, а через три месяца, оглохнув от счастья, увидел ее в главной газете страны — там печатались имена призеров Всесоюзного кинофестиваля.
Вывод напрашивался: то ли фамилия виновата, то ли в Институте кинематографии что-то не в порядке. Но я не искал выводов. Я искал любви. И нашел ее на Эстонской киностудии.
В те времена Эстонской киностудией руководил великий продюсер Энн Юрьевич Реккор. Мало кто знает, что именно Реккор в период гонений на Андрея Тарковского купил у него сценарий “Гофманиады”, назначил худруком “Таллин-фильма” и спас от голодной смерти.
Не знал и я, что в кино бывают порядочные люди, но сценарий фильма “Гнездо на ветру” по совету друга и соавтора отправил на Эстонскую киностудию по почте.
Меня могли лишить возможности учиться режиссуре — но кто мог отнять право придумывать фильмы и описывать их словами на бумаге?..»