Несмотря на то, что основные принципы жанра киберпанк впервые появились в 1960-х и 70-х годах в работах таких американских и британских писателей, как Филип К Дик и Джеймс Баллард, японский киберпанк, зародившийся только в 80-х, оказался не менее важным в создании сегодняшнего представления о жанре. Давайте вместе погрузимся в удивительный мир японского киберпанка в манге и аниме и изучим его достояние.
Предшественники и становление
Главная разница между западным и японским киберпанком заключается в источниках вдохновения. В то время как западный киберпанк зародился на основе научной фантастики «новой волны», японский вдохновлялся андеграундной панк-культурой 70-х. Это течение стало популярным благодаря студенческим фильмам, таким как «Паника в средней школе» или «Дорога безумного грома» Гакурую Исии (более известный как Сого Исии), которые были выпущены в прокат студиями Nikkatsu и Toei. Сюжет последнего вращается вокруг байкерских банд, и именно он оказал огромное влияние на одну из первых крупных работ в жанре киберпанк: «Акира».
«Акира»
Шедевр Отомо Кацухиро, «Акира», дебютировал в том же году, что и фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», и стал не просто важной основой для создания тем, эстетики и жанровых особенностей киберпанка, но и в целом феноменальной мангой, которая затрагивает значимые проблемы общества, такие как коррупция и неэффективность правительства, отчуждение и юношеский протест, опасность злоупотребления и безрассудное развитие технологий.
Так как главные герои являются членами байкерской банды, они являются отражением поведения и нигилистических взглядов, существующих в современном мире субкультур. Благодаря этому антиутопическое общество Акиры ощущалось крайне знакомым, несмотря на футуристический сеттинг, и затрагивало важный культурный опыт Японии: ядерную бомбардировку, стремительный послевоенный рост экономики и изменения в обществе. Нечего и говорить о том, что революционная адаптация Акиры 1988 года остается одним из важнейших примеров жанра. Произведение проложило путь для многих других известных японских работ, популяризировало на западе как жанр киберпанк, так и аниме в целом.
Японский киберпанк после «Акиры»
Успех Акиры поспособствовал рождению новой волны японского киберпанка в 80-х и 90-х, особенно в аниме и манге. Такими известными примерами стали «Призрак в доспехах», «Яблочное зернышко», «Оружие мечты» («Боевой ангел Алита») и «Эксперименты Лэйн», а также гибриды жанров вроде космического вестерна – «Ковбой Бибоп» и «Евангелион». Фильмы с живыми актерами, такие как боди-хоррор Синьи Цукамото «Тэцуо – железный человек» или не менее странный «Пиноккио 964» Фукуи Сёдзина не только представили более темную и экспериментальную сторону японского киберпанка, но и стали своего рода возвращением к андеграундным фильмам, которые изначально и повлияли на развитие жанра.
С 90-х годов развитие японского киберпанка не стояло на месте, были продолжены устоявшиеся серии вроде «Призрака в доспехах», а также сняты новые популярные серии, например, «Ан-Го» или «Психопаспорт». Однако будет верно отметить, что со времен «Акиры» интерес в жанре поубавился, хоть киберпанк и остается важной и влиятельной частью научной фантастики в Японии и во всем мире. Кроме того, японский киберпанк стал вдохновением для множества западных работ, например, для трилогии «Матрица» братьев Вачовски, которая в будущем получила продолжение в виде «Аниматрицы», в которой источник вдохновения становится еще более явным.
Особенности японского киберпанка
Несмотря на многочисленные сходства, японский киберпанк имеет серьезные отличия от западного, особенно учитывая многие известные работ, получившие адаптацию. Прежде всего, в большинстве японских историй главными героями предстают работники правоохранительных органов или военных организаций как, например, майор Кусанаги и ее отряд в «Призраке в доспехах», исполнитель Синъя и инспектор Аканэ в «Психопаспорте», или отряд героинь А.Д. полиции из «Кризис каждый день», в то время как западные протагонисты зачастую являются преступниками, антигероями, сражающимися с коррумпированной системой. В целом, можно сказать, что герои японского киберпанка пытаются изменить систему изнутри, а западные борются с ней, чтобы уничтожить на корню. Однако везде есть исключения.
Биомеханический боди-хоррор и рассуждения на тему потери или, порой, поиска человечности/себя с помощью кибернетических имплантов, цифрового сознания и т.д. также чаще используются именно в японском киберпанке. Довольно интересно то, что многие изображения городов как в японском, так и в западном киберпанке вдохновляются плотно застроенными городскими ландшафтами Гонконга и печально известного города-крепости Коулуна, которые были «японизированы» большим количеством японских неоновых вывесок и прочей рекламы, как гигантская гейша в «Бегущем по лезвию». Этот стиль помогает создать ощущение чего-то внеземного для зрителей по обе стороны океана, и он используется в этих целях до сих пор.
Заключительные мысли
По сути, те вещи, которые определяют японский киберпанк, являются просто ответвлением японской культуры в целом, но при этом в нем проглядывается влияние уникального статуса Японии как страны, наиболее близкой к становлению новой технологической и культурной сверхдержавой, который она получила в один период с укреплением киберпанка как жанра. Полагаю, наиболее лаконично выразился Уильям Гибсон, сказав: “Современная Япония это и есть киберпанк”.
Переводчик: Иван Шамин
Редактура: София Гештальт
Ссылка на источник: https://honeysanime.com/the-history-and-influence-of-japanese-cyberpunk-in-anime/