Найти тему
21,2K подписчиков

Оконечный усилитель из середины 70-х: Denon POA-1001

2,5K прочитали
Denon POA-1001 - оконечный усилитель, настоящее двойное моно, чистый японец, сетевое напряжение только 100 В. Были и мультивольтажные варианты, но мне попался именно такой.

Denon POA-1001 - оконечный усилитель, настоящее двойное моно, чистый японец, сетевое напряжение только 100 В. Были и мультивольтажные варианты, но мне попался именно такой. Выпускался с середины 70-х и стоил в 1976 году 178000 японских Йен, что по курсу на тот год составляло 600 Долларов США, если верить имеющейся у меня таблице перевода курсов в разные года. 600$ в 70-е годы было большой суммой, так что, похоже на правду. Сервис мануала к нему найти не удалось, только технические параметры на японских сайтах:

Denon POA-1001 - оконечный усилитель, настоящее двойное моно, чистый японец, сетевое напряжение только 100 В. Были и мультивольтажные варианты, но мне попался именно такой.-2

Странно, что входное сопротивление указано 50 кОм, а аттенюаторы входные стоят 100 кОм. Вообще я заметил, что у этого усилителя звук сильно лучше, если аттенюаторы ставить в положение максимальной громкости.

Усилитель небольшой по размеру, но неожиданно тяжелый для своих скромных габаритов - основной вес дают два трансформатора в экране, которые занимают почти треть внутреннего пространства.

Denon POA-1001, вид со стороны верхней крышки
Denon POA-1001, вид со стороны верхней крышки

Выглядит все это как два небольших моноблока в одном корпусе. В каждом канале свой блок питания и своя плата усилителя. В фильтре по паре электролитов 22000 мкФ\63 В, что для 70-х годов было просто очень много. В оконечном каскаде по одной паре мощных транзисторов в металлических корпусах ТО-3 - с моей точки зрения, для указанной выходной мощности маловато будет, а на нагрузку 4 Ом, в особенности. Наверное поэтому, сзади, около терминалов для АС, фигурирует только надпись "8 Ом".

Компоновка на первый взгляд очень хорошая - выходные терминалы прямо у плат оконечных усилителей, регулировки входного уровня и выключатели сабсоник-фильтра установлены непосредственно вблизи входных разъемов и управляются с передней панели длинными осями.

Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки

Для уменьшения количества проводов между БП и оконечными усилителями установлены вертикальные кросс-платы и основные соединения выполнены на их дорожках. Однако при более детальном рассмотрении появилось много вопросов. Зачем все это, если реле защиты все равно установлены спереди, на плате между индикаторами, а кнопки коммутации АС на передней панели?:) К тому же, оконечные транзисторы соединены с платой усилителя проводами длиной сантиметров 15.

Вид изнутри со стороны лицевой панели
Вид изнутри со стороны лицевой панели

Кстати, несмотря на то, что реле каждого канала имеет 4 пары контактов (на вид, Ампер на 8 каждая пара), три из которых соединены параллельно для подключения АС, все равно переходное сопротивление замкнутых контактов, окислившихся от времени, вышло за полторы сотни Ом, местами. Конечно, окисел пробивается музыкальным сигналом, но звук может пропадать, особенно на малой громкости. После отмачивания в химии, реле теперь имеют переходное сопротивление одного замкнутого контакта 0.01 Ом, что вполне хорошо. Крышки реле снимаются очень сложно, поэтому их обязательно нужно выпаивать из платы. Даже с отжатыми защелками кожух реле снимается туговато.

Реле защиты АС
Реле защиты АС

Аппарат в целом был некопаный, кроме обнаруженного небольшого вмешательства по замене ламп подсветки индикаторов на светодиоды. Лампы питались переменным напряжением, диоды подключены просто с понижающими резисторами, поэтому при съемке видео на смартфон подсветка индикаторов на записи конкретно мигает, хотя так они горят абсолютно нормально.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Усилитель простой и надежный, никаких дополнительных функций - типа балансных входов, мостового включения, выхода на наушники и т.д., не имеет. Даже акустические терминалы у него "спартанские" - как колодка в старом электрощитке:)

Акустические терминалы
Акустические терминалы

Но, как говорится, не богатая функциональная оснащенность красит усилитель, а его звучание. Послушал я аппарат и не сказать, чтобы сильно проникся его исполнением музыки - звук брутальный, бас уверенный, при повышении громкости в крик не срывается и АЧХ на краях диапазона не валит, но разрешение музыкальное у него далеко не выдающееся, хотя эмоции в звуке есть какие-то. В общем, простовато он звучит, на мой вкус, а в Интернете восторгов много по этой модели.

Фото без съемной панели
Фото без съемной панели

Сделал небольшую запись на смартфон - не для оценки звучания, а просто как дополнение к тексту и фото (подсветка индикаторов мигает только на видеозаписи:)):

Статья написана на основе личного опыта. Все фото и видео мои.

Добавил эту статью сюда: Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Винтажные полные усилители в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи о кассетных деках

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)

#denon #denon poa-1001 #винтажная аудиотехника #prophetmaster #prophetmaster audio