Найти тему

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ НИШИ

Книга – верная спутница представителей самых разных профессий. Убедиться в этом можно на примере так называемых «нишевых» картин, появившихся ещё в раннем ренессансном искусстве и чрезвычайно популярных в голландской живописи XVII века. В проёмы воображаемых окон помещали реалистично изображённые фигуры людей за ремесленными занятиями или повседневными делами.

Геррит Доу. Автопортрет, 1665
Геррит Доу. Автопортрет, 1665

В одной из первых своих работ Андреа Мантенья, выдающийся итальянский художник эпохи Возрождения, запечатлел святого Марка в арочном проёме с роскошным фолиантом. Изящнейшие затейливые застёжки, декоративные бляшки-жуковины на переплёте, узорчатый каптал на корешке – символические знаки особого почитания Евангелия, написанного Марком.

Андреа Мантенья. Святой Марк Евангелист, ок. 1450
Андреа Мантенья. Святой Марк Евангелист, ок. 1450

Модель фламандского живописца Квентина Массейса, судя по всему, читает часослов. На это указывает виртуозно воспроизведённое на картине узорчатое обрамление страниц с крупным цветочным орнаментом, характерным для религиозных книг, изготовлявшихся в бельгийских городах конца XV– начала XVI веков.

Квентин Массейс. Портрет женщины, 1520
Квентин Массейс. Портрет женщины, 1520

Голландцы Габриель Метсю и Геррит Доу создали целую «нишевую» галерею читателей с книгами самых разных жанров и форматов. Вот сосредоточенный аптекарь изучает сборник лекарств и рецептов. А вот кокетливая кружевница вдохновляется поэтическими строчками.

Габриель Метсю. Аптекарь, ок. 1661
Габриель Метсю. Аптекарь, ок. 1661
Геррит Доу. Кружевница, 1667
Геррит Доу. Кружевница, 1667

Увлечённый астроном сверяет свои наблюдения за звездами с географическим атласом. Опытный художник пользуется специальной книгой для рисования с наглядными моделями и готовыми образцами. Вдохновенный скрипач запечатлён со сборником нот.

Геррит Доу. Астроном в окне, 1657
Геррит Доу. Астроном в окне, 1657
Геррит Доу. Художник в мастерской, 1648
Геррит Доу. Художник в мастерской, 1648
Геррит Доу. Скрипач, 1653
Геррит Доу. Скрипач, 1653

Строгий нотариус демонстрирует свод законов. Врач вооружился анатомическим атласом, изучая мочу пациента. Композиция на переднем плане - декоративный кувшин вкупе с солидным фолиантом - символизирует союз искусства и науки.

Габриэль Метсю. Общественный нотариус, ок. 1653
Габриэль Метсю. Общественный нотариус, ок. 1653
Геррит Доу. Врач, 1653
Геррит Доу. Врач, 1653

Доу был первым учеником Рембрандта, который сформировал его приверженность к автопортретам в причудливых или театральных костюмах. Здесь мастер с гордостью демонстрирует пособие для эскизов как один из важных инструментов своего ремесла. Мнения искусствоведов об этой картине разнятся: один считают её действительно автопортретом, другие – обобщённым типажом художника в творческом поиске.

Геррит Доу. Мужчина с трубкой и книгой (автопортрет), между 1640 и 1650
Геррит Доу. Мужчина с трубкой и книгой (автопортрет), между 1640 и 1650

«Нишевые» картины нередко служили рекламой: их заказывали в качестве магазинных вывесок и декора ремесленных мастерских. Книги здесь выступают и как значимые детали, и как самоценные предметы. Ведь над их оформлением часто трудились известные издатели и гравёры.

Квирин ван Брекеленкам. Старик, взвешивающий золото, 1667
Квирин ван Брекеленкам. Старик, взвешивающий золото, 1667

Многие персонажи таких полотен могли быть одновременно и авторами изображённых книг – сочинителями стихов, составителями карт, создателями учебных пособий или научных трактатов. Открытая книга на столе учёного указывает на возобновление чтения и письма после очинки пера. Резак для перьев в голландской живописи служил символом усердия и прилежания как непременных добродетелей учёного.

Франс ван Миерис. Старый учёный, очиняющий гусиное перо, ок. 1650
Франс ван Миерис. Старый учёный, очиняющий гусиное перо, ок. 1650

А вот и моя любимая картина в галерее «нишевых» полотен. Восхищает детальное и суперреалистичное изображение раскрытого БОЙТЕЛЬБУХА (нем. Beutelbuch) – тома в переплёте в виде конусообразного мешка. Перед нами поздняя версия книги такого формата – подвешиваемый к поясу буклет-ВАДЕМЕКУМ (vade mecum – лат. букв. «иди со мной»). В данном случае, скорее всего, это медицинский справочник, который удобно брать в дорогу. В отличие от академических докторов-теоретиков медицины, хирурги-цирюльники занимались врачебной практикой. Образ был особо популярен у лейденских художников, поскольку университет Лейдена славился одним из лучших медицинских факультетов Европы.

Геррит Доу. Цирюльник-хирург, осматривающий девушку, ок. 1630
Геррит Доу. Цирюльник-хирург, осматривающий девушку, ок. 1630

Ещё более впечатляющий артефакт – шкатулку с медицинскими инструментами в виде книги-вадемекума! – находим в работе Доминикуса ван Тола, племянника и воспитанника Доу. Только тут перед нами уже врач-шарлатан, пускающий пыль в глаза несведущим пациентам фейковыми вещицами. Форма вадемекума была общеизвестна. Чем не способ дурачить больных? По одной версии, псевдоврач вырывает зуб, по другой – лечит опухший язык. «Поднятие язычка» (лихтен ван де хьюиг) было также расхожей голландской поговоркой со значением «причинение кому-то вреда и использование ситуации в своих интересах путем ограбления или кражи».

Доминикус ван Тол. Доктор-шарлатан, сер. XVII века
Доминикус ван Тол. Доктор-шарлатан, сер. XVII века

Стилизованные варианты «нишевых» картин встречаются и в более поздней живописи – как отсылки к традиционным художественным приёмам и устойчивым образам.

Фриц Зубер-Бюлер. Молодая женщина, читающая у окна, сер. XIX века
Фриц Зубер-Бюлер. Молодая женщина, читающая у окна, сер. XIX века