Книга – верная спутница представителей самых разных профессий. Убедиться в этом можно на примере так называемых «нишевых» картин, появившихся ещё в раннем ренессансном искусстве и чрезвычайно популярных в голландской живописи XVII века. В проёмы воображаемых окон помещали реалистично изображённые фигуры людей за ремесленными занятиями или повседневными делами.
В одной из первых своих работ Андреа Мантенья, выдающийся итальянский художник эпохи Возрождения, запечатлел святого Марка в арочном проёме с роскошным фолиантом. Изящнейшие затейливые застёжки, декоративные бляшки-жуковины на переплёте, узорчатый каптал на корешке – символические знаки особого почитания Евангелия, написанного Марком.
Модель фламандского живописца Квентина Массейса, судя по всему, читает часослов. На это указывает виртуозно воспроизведённое на картине узорчатое обрамление страниц с крупным цветочным орнаментом, характерным для религиозных книг, изготовлявшихся в бельгийских городах конца XV– начала XVI веков.
Голландцы Габриель Метсю и Геррит Доу создали целую «нишевую» галерею читателей с книгами самых разных жанров и форматов. Вот сосредоточенный аптекарь изучает сборник лекарств и рецептов. А вот кокетливая кружевница вдохновляется поэтическими строчками.
Увлечённый астроном сверяет свои наблюдения за звездами с географическим атласом. Опытный художник пользуется специальной книгой для рисования с наглядными моделями и готовыми образцами. Вдохновенный скрипач запечатлён со сборником нот.
Строгий нотариус демонстрирует свод законов. Врач вооружился анатомическим атласом, изучая мочу пациента. Композиция на переднем плане - декоративный кувшин вкупе с солидным фолиантом - символизирует союз искусства и науки.
Доу был первым учеником Рембрандта, который сформировал его приверженность к автопортретам в причудливых или театральных костюмах. Здесь мастер с гордостью демонстрирует пособие для эскизов как один из важных инструментов своего ремесла. Мнения искусствоведов об этой картине разнятся: один считают её действительно автопортретом, другие – обобщённым типажом художника в творческом поиске.
«Нишевые» картины нередко служили рекламой: их заказывали в качестве магазинных вывесок и декора ремесленных мастерских. Книги здесь выступают и как значимые детали, и как самоценные предметы. Ведь над их оформлением часто трудились известные издатели и гравёры.
Многие персонажи таких полотен могли быть одновременно и авторами изображённых книг – сочинителями стихов, составителями карт, создателями учебных пособий или научных трактатов. Открытая книга на столе учёного указывает на возобновление чтения и письма после очинки пера. Резак для перьев в голландской живописи служил символом усердия и прилежания как непременных добродетелей учёного.
А вот и моя любимая картина в галерее «нишевых» полотен. Восхищает детальное и суперреалистичное изображение раскрытого БОЙТЕЛЬБУХА (нем. Beutelbuch) – тома в переплёте в виде конусообразного мешка. Перед нами поздняя версия книги такого формата – подвешиваемый к поясу буклет-ВАДЕМЕКУМ (vade mecum – лат. букв. «иди со мной»). В данном случае, скорее всего, это медицинский справочник, который удобно брать в дорогу. В отличие от академических докторов-теоретиков медицины, хирурги-цирюльники занимались врачебной практикой. Образ был особо популярен у лейденских художников, поскольку университет Лейдена славился одним из лучших медицинских факультетов Европы.
Ещё более впечатляющий артефакт – шкатулку с медицинскими инструментами в виде книги-вадемекума! – находим в работе Доминикуса ван Тола, племянника и воспитанника Доу. Только тут перед нами уже врач-шарлатан, пускающий пыль в глаза несведущим пациентам фейковыми вещицами. Форма вадемекума была общеизвестна. Чем не способ дурачить больных? По одной версии, псевдоврач вырывает зуб, по другой – лечит опухший язык. «Поднятие язычка» (лихтен ван де хьюиг) было также расхожей голландской поговоркой со значением «причинение кому-то вреда и использование ситуации в своих интересах путем ограбления или кражи».
Стилизованные варианты «нишевых» картин встречаются и в более поздней живописи – как отсылки к традиционным художественным приёмам и устойчивым образам.