Найти тему
PhotoWebExpo

Видеосендер Hollyland COSMO C1. Обзор

Оглавление

Посылка с увесистым чёрным чемоданчиком от компании Hollyland пришла очень кстати. Мы с коллегой в импровизированной домашней фотостудии занимались съёмкой фото и видео для каталога продукции – собрали предметный стол, настроили свет, подобрали ракурс, и звонок курьера раздался в тот момент, когда я устанавливал баланс белого в камере, готовясь уже снимать. В это сложно поверить, но я распаковал посылку, извлёк из чемоданчика видеосендер Hollyland COSMO C1 и тут же задействовал его в работе.

Я много раз видел обзоры видеосендеров Hollyland, в том числе и от наших авторов, и даже сам подготовил новостную заметку об этом самом видеосендере, однако держал в руках этот девайс впервые. Ранее у меня сложилось мнение, что это устройство используется для профессиональной съёмки видео, в первую очередь для контроля картинки режиссёром или продюсером, а также для управления фокусировкой камеры на расстоянии. Однако видеосендер оказался незаменим и для предметной съёмки, он позволил нам с коллегой выполнить работу гораздо быстрее и качественнее, но обо всём по порядку.

Hollyland COSMO C1
Hollyland COSMO C1

Итак, после столь длинного вступления предлагаю перейти наконец к обзору Hollyland COSMO C1.

Комплект и первое знакомство

Комплект поставки видеосендера заслуживает отдельного внимания. Говоря о комплекте какого-либо устройства для фото- или видесъёмки, нас, как правило, интересует два момента – во-первых, есть ли всё необходимое для работы сразу же, из коробки, и, во-вторых, имеется ли кейс или сумка для хранения и транспортировки. Наверняка все согласятся, что возить на съёмки оборудование гораздо удобнее в специальном кейсе или чехле, а не кидать его в рюкзак как попало.

В комплекте удобный чемоданчик
В комплекте удобный чемоданчик

Ко мне на тест приехал стандартный комплект, в который входят:

  • Удобный жёсткий пластиковый чемоданчик для хранения и переноски
  • Приёмник, передатчик
  • 1 блок питания со съёмкой вилкой, в комплекте – вилка для наших розеток
  • 4 плоские антенны
  • 2 грибовидные антенны
  • 1 кронштейн Magic Arm для установки одного из приборов в “холодный башмак” камеры или на штатив
  • 1 съёмный кронштейн для установки одного из приборов в “холодный башмак” камеры
  • Переходник USB-A – USB-C

Состав стандартного комплекта
Состав стандартного комплекта

В чемоданчике предусмотрены ниши для аккумуляторов NP-F, можно хранить по одному для приёмника и передатчика, однако самих аккумуляторов в комплекте нет, что, в принципе, является обычной практикой. Эти ниши позволяют уложить устройства с установленными аккумуляторами.

Что немного огорчило – в комплекте нет кабелей HDMI-HDMI. Однако этот факт вполне объясним, так как устройства можно подключить как при помощи HDMI, так и SDI, к тому же разъёмы HDMI бывают разных версий, и предусмотреть все возможные варианты в одном комплекте было бы затруднительно. Как видно на изображении выше, пользователю придётся самостоятельно позаботиться о коммутации.

Коммутация

В этой статье я рассмотрю подключение только по HDMI, так как это единственный доступный интерфейс в моих камерах; для использования с профессиональными кинокамерами в COSMO C1 имеется SDI. Разумеется, передатчик удобнее всего закрепить либо на “холодном башмаке” самой камеры, либо где-то на риге, поэтому понадобится короткий HDMI кабель, в идеале – витой кабель, чтобы не путаться в проводах. То же самое можно сказать и о приёмнике – удобнее всего его каким-то образом скрепить с монитором и использовать короткий HDMI кабель.

Очень удобно использовать короткий витой HDMI кабель
Очень удобно использовать короткий витой HDMI кабель

Задержка 40 мс

При использовании внешних мониторов по HDMI задержка сигнала неизбежна, даже при передачи сигнала по проводам, не говоря уже о беспроводных технологиях. И если для контроля картинки оператором или режиссёром задержка не так принципиальна, то принципиальна она для фокус-пуллера. Согласитесь, если настройка фокуса будет постоянно опаздывать, смотреть такое видео будет не то что неприятно, а вообще невозможно.

Производитель заявляет в COSMO C1 задержку всего 40 мс, но как её протестировать? Не имея специальных приборов – никак, разве что визуально, в терминах удобно/неудобно.

Резюме такое – в связке с Feelworld F7 Pro задержка имеется, с картинкой работать можно.

Разумеется, вместе с видеосигналом передаётся и аудиосигнал, это пригодится при работе с камерами, у которых нет выхода на наушники – наушники можно подключить к монитору и контролировать звук. Как я уже не раз отмечал в моих обзорах, качество усилителя для наушников в мониторе Feelworld F7 Pro оставляет желать лучшего, а задержка аудио что по проводу, что по беспроводу составляет примерно 0,5 секунды. Возможно, с другими мониторами аудио будет работать по-другому, однако в моём случае эту функцию можно использовать лишь для контроля есть звук/нет звука, не более.

Дальность передачи/приёма сигнала

Тестируя дальность действия того или иного беспроводного прибора, многие блогеры уходят от камеры куда-то вдаль, пытаясь выяснить этот самый предел. Признаться, я никогда не понимал этот тест, так как он имеет мало общего с практикой работы. Однако в этот раз всё изменилось: для COSMO C1 заявлена дальность действия 300 метров! Для чего-то ведь такая дальность необходима, не зря же инженеры трудились над этой функцией, подумал я, и решил повторить тактику ухода от камеры, так как плохо представляю себе, каким образом можно ещё проверить эту цифру в действии. Не 30, а все 300 метров!

Дальность приёма/передачи – 300 м
Дальность приёма/передачи – 300 м

Я попросил коллегу помочь мне с этим тестом, в результате вы видете на фото меня с монитором в руках, сфотографированного при помощи телевика 70-200 мм. Я решил измерять расстояние не в метрах, а шагах, и погрешностью для нашего теста можно пренебречь. Коллега сделал несколько фотографий меня с монитором в руках:

В тот момент, когда я задумывал этот тест и планировал отойти от камеры с монитором в руках на 300 шагов, мне эта затея казалась и весёлой, и любопытной одновременно. Однако, отойдя уже на 100 шагов, я понял, насколько я далеко ушёл от камеры, а сделав ещё 50 шагов, я уже звонил коллеге по телефону, и мы пытались скорректировать таким образом кадр. Обратите внимание на кадр выше – на 150 шагов меня уже почти не видно.

Отойдя таким образом на все 300 шагов, я уже ни коллеги, ни камеры не видел. Тем не менее, монитор у меня в руках продолжал как ни в чём не бывало показывать картинку – по дорожке в парке шли люди, гуляли собаки, проезжали велосипедисты, даже пробежал спортсмен с гантелями в руках. Мне запомнился этот момент, так как спортсмен с удивлением посмотрел прямо в объектив, заметив камеру с двумя торчащими рогами, не каждый день увидишь в парке такое, а я наблюдал его удивлённый взгляд с расстояния 300 шагов. И именно в этот момент я понял, что пора эксперименты заканчивать, так как я по-прежнему не понимаю практическую пользу от подобного тестирования, разве что проверить цифру, заявленную производителем. Да, отойдя на 300 шагов, я отлично видел картинку, и этот факт могу подтвердить :)

На ярком солнце монитор бликует, а солнцезащитный козырёк для него я оставил дома :)
На ярком солнце монитор бликует, а солнцезащитный козырёк для него я оставил дома :)

Варианты питания

В процессе работы приёмник и передатчик ощутимо греются, причём приёмник греется значительно сильнее, особенно в нижней части, держать его руками уже становится горячо. Внутри каждого устройства имеется вентилятор, который работает довольно тихо, однако в полной тишине его шипение хорошо слышно. В том случае, если микрофон будет располагаться рядом с самим устройством, высокочастотное шипение запросто может быть записано в аудиотрек, этот факт следует учитывать при размещении оборудования.

Питание от монитора Feelworld F7 Pro

На задней части многих современных накамерных мониторов стали появляться специальные приспособления для подключения видеосендеров, я уже много раз писал о них и в новостных статьях, и в обзорах. Эти приспособления я назвал словом “порт”, так как не смог подобрать более подходящий эпитет. Интерфейс, контактная группа, посадочная площадка… можно назвать и так, и эдак, мне короткое слово “порт” нравится больше. Итак, видеосендер можно закрепить на задней части некоторых накамерных мониторов, например на моём Feelworld F7 Pro, и наконец-то мне эта функция пригодилась!

COSMO C1 и монитор FEELWORLD F7 PRO
COSMO C1 и монитор FEELWORLD F7 PRO

Преимуществ у данного метода несколько:

  • во-первых, приёмник видеосендера надёжно крепится к монитору, и нет необходимости в дополнительных кронштейнах,
  • во-вторых, приёмник получает питание от аккумулятора самого монитора, что существенно облегчает конструкцию,
  • в-третьих, можно использовать очень короткий HDMI кабель для коммутации связки приёмник-монитор и в какой-то степени избавиться от надоедливых проводов,
  • в-четвёртых, любая модульная конструкция это почти всегда удобно с точки зрения эргономики,
  • в-пятых, приёмник позволяет всю эту конструкцию удобно держать в руках
-10

При питании от аккумулятора монитора устройство способно работать даже в том случае, если сам монитор выключить кнопкой на его корпусе; питание всё равно будет передаваться. Тот факт, что приёмник ощутимо греется при работе будет принципиально важен, так как держать в руках монитор удобно именно за корпус приёмника, и зимой можно будет погреться :-)

Время автономной работы

Какой аккумулятор выбрать? Я решил, что NP-F 550 будет в самый раз, так как эти аккумуляторы самые лёгкие, да и зная время работы от 550, можно примерно представить себе это время с более ёмкими батареями. К тому же у меня есть два одинаковых новеньких китайских аккумулятора NP-F 550 (7.2V, 2600 mAh). Я полностью зарядил оба аккумулятора, включил весь сетап при комнатной температуре и запустил секундомер.

  • Приёмник проработал 1 час 50 мин
  • Передатчик – 2 часа 15 мин

Интересно, что аккумулятор в приёмнике разряжается значительно быстрее, чем в передатчике. За 20 минут до разрядки батареи загорается красный индикатор питания, таким образом оператор будет знать, что пора подумать о смене аккумулятора на заряженный. Примерно за 8-10 минут до отключения этот индикатор начинает мигать.

Питание от аккумуляторов NP-F 550
Питание от аккумуляторов NP-F 550

Адаптер питания в комплекте

Мне поначалу не было понятно, почему в комплекте только один адаптер питания, ведь он способен питать как передатчик, так и приёмник, однако почему этот адаптер всего один? И только на практике что понял, что вся идея видеосендера состоит в том, что монитор с приёмником почти всегда мобильны, в то время как передатчик чаще всего закреплён на камере, которая установлена на штативе. В этом случае можно запросто протянуть к камере удлинитель и запитать устройство от блока питания, в противном случае, конечно, нужно использовать аккумулятор.

Практика съёмки

В самом начале статьи я обмолвился, что COSMO C1 помог нам с коллегой в съёмке предметов. Очень жаль, что я не снимал бэкстейдж, так как был полностью увлечён работой, поэтому приведу только пару снимков, которые успел щёлкнуть на смартфон и на словах расскажу наш сетап.

Была задача сфотографировать серию шёлковых платков размером 95x95 см, и сделать это удобнее всего, расположив платок на полу на бумажном фоне, а камеру поднять под самый потолок на стойке “журавль”, расположив её точно по центру изделия. Угла объектива 50 мм на полном кадре как раз хватает, чтобы платок поместился целиком, однако как настроить ракурс и фокус? Конечно, можно постоянно прыгать по лестнице вверх и вниз, однако гораздо удобнее одному человеку держать в руках монитор и командовать, а другому забраться наверх и двигать камеру. При этом малейший сдвиг камеры существенным образом влияет на картинку, и таким образом нам удалось добиться желаемого результата всего за пару минут.

Второй пример касается съёмки видео. Ведущий вертел в руках портмоне, в то время как ассистент (ваш покорный слуга) в нужный момент передавал ему пластиковые карты, и таким образом ведущий демонстрировал особенности товара. Разумеется, портмоне следует держать по центру кадра, и ведущему очень помог монитор, который мы расположили прямо перед ним, но вне кадра, в то время как камера была расположена сзади, снимая из-за плеча, чуть слева. Настолько длинного HDMI кабеля у меня не нашлось, да и зачем, когда есть COSMO C1 – видеосендер выручил второй раз за один вечер.

HEVO

Эта технология позволяет использовать приёмник COMSO C1 в качестве оцифровщика сигнала для проведения прямых трансляций – нет необходимости в картах видеозахвата, нужны только кабель Type-C и компьютер. На самом деле эта функция заслуживает отдельного тестирования, так как видеосендер уже выступает в роли совсем другого устройства. Максимальное разрешение сигнала 1080p 60fps.

SDI loopout

Эта функция для работы с профессиональными камерами, и так как я работаю с HDMI, проверить в деле её не могу. Её суть в том, что оператор может забрать сигнал с выхода устройства и направить его ещё на какое-то устройство по цепочке.


Передатчик и приёмник внешне можно отличить лишь по небольшой надписи в правом нижнем углу
Передатчик и приёмник внешне можно отличить лишь по небольшой надписи в правом нижнем углу

Выводы

Для съёмки фото и видео мы всегда имеем дело с техникой, порой с очень сложной техникой. Оставив за скобками умелые руки оператора, можно всю эту технику условно разделить на два лагеря – штуковины “кадрообразующие” и второстепенные. Например: камера, объектив, стедикам, кран непосредственно создают картинку, в то время как накамерный монитор, риг, кронштейн и видеосендер лишь помогают в этом процессе, и влияют на получаемую картинку косвенно. Какое качество будет у видеоролика, если забыть дома объектив? Никакого не будет. Можно ли снять красивое видео, не имея накамерного монитора и видеосендера? Можно, вполне.

По этой причине, если говорить о таких приспособлениях, как видеосендер, нужно чётко понимать, какие функции это устройство выполняет и для каких целей предназначено. Новичку, который только начинает снимать свои первые фильмы и учится, вероятно, нужно думать совсем о других вещах, и COSMO C1 не сделает его видеоряд интереснее. Другое дело – серьёзная работа, в том числе в команде, здесь удобные функциональные инструменты чрезвычайно важны. Накамерный монитор в связке с видеосендером помогут режиссёру, продюсеру, актёрам и оператору понять другу друга на съёмочной площадке и в конечном счёте снять отличный материал, который оценят зрители. И, может быть, получить гран-при конкурса, кто знает. А работу фокус-пуллера вообще сложно представить без видеосендера.

И вот тут мы пришли к тем самым выводам, которые без двух абзацев выше были бы не совсем полными.

Плюсы

  • Великолепный дизайн и конструкция корпуса, удобная эргономика, компактные размеры и лёгкий вес – удобно в работе.
  • Низкая задержка, устройство позволяет отслеживать картинку практически в реальном времени.
  • В комплекте поставки есть всё, что нужно и даже больше. Отдельный респект за чемоданчик.
  • Несколько вариантов питания устройства – универсальность.
  • Наличие интерфейсов HDMI и SDI – устройство подойдёт для разных вариантов сетапа.
  • HEVO для прямых эфиров через компьютер.
  • Простая настройка – включил и работай.

Минусы

  • Высокая цена.
  • Передатчик и приёмник очень похожи внешне, с первого раза не отличить, нужно каждый раз разглядывать маленький шильдик на передней грани.
  • Очень не хватает портов 1/4" на боковых гранях.
  • Кронштейн Mini Magic Arm в комплекте не самый современный, уже выпущены поудобнее.

Особенности

  • Пользователю необходимо заранее позаботиться о коммутации, так как кабелей в комплекте нет.
  • То же можно сказать об аккумуляторах.
  • При работе устройства работают вентиляторы, шипение которых может попасть в звуковую дорожку, если микрофон окажется близко.

В комплекте идут один крепёж на “холодный башмак”, который крепится к устройству при помощи двух винтов, и один Mini Magic Arm
В комплекте идут один крепёж на “холодный башмак”, который крепится к устройству при помощи двух винтов, и один Mini Magic Arm

Тесты и обзоры самой актуальной фото- и видеотехники на Ленте Zen.PhotoWebExpo