Через несколько дней девятиклассники будут сдавать ОГЭ по русскому языку. На подготовку было достаточно времени. Кто-то начал готовиться весной, кто-то с сентября, а есть и такие, кто хорошо учился с 5 класса. Но сейчас не об этом.
Конкретно ты не готовился. Ну, не до этого было. И вот скоро экзамен, известная точка подгорает. Что делать? Как сдать этот ОГЭ с первого раза, что можно сделать за те пару дней, которые остались в запасе? Конечно, тонны правил ты в голову себе уже не воткнёшь, но кое-что сделать можно.
Твои шаги
Во-первых, нужно разобраться со структурой ОГЭ по русскому языку, выяснить особенности каждого задания и сделать упор на ту часть, которая даёт больше всего баллов. Дальше привожу их максимальное количество:
- изложение даёт 7 баллов;
- тестовая часть даёт 7 баллов;
- сочинение даёт 9 баллов;
- и по критериям грамотности изложение и сочинение вместе дают 10 баллов, если общее количество слов в этих двух работах больше, чем 140.
Пытаться готовиться к изложению – дохлый номер. Сейчас это уже бесполезно. А вот тестовую часть и сочинение можно подтянуть. Но обо всём по порядку.
Быстренько разберёмся в тестовой части
Задание 2. Здесь нужно найти грамматическую основу. Главное подумать, кто действует и как действует в каждом предложении. В неправильных ответах этого задания часто убирают часть составного сказуемого, добавляют вместо сказуемого другие члены предложения.
Задание 3. Пунктуация. Хорошо, если попадутся запятые. Там хоть по интонации что-то можно понять. Важно внимательно читать задание. Если просят поставить запятые, а в предложении на месте цифры хочется поставить тире, двоеточие или другие знаки, не указывай эту цифру. Выписывай только те цифры, где должна стоять именно запятая! Многие на этом сыплются. Итак, внимательно прочитай текст и попробуй найти смысловые границы в каждой его части. Не всегда это помогает, но вдруг сработает.
Задание 4. Здесь всё просто. Из одного словосочетания нужно сделать другое. Важно запомнить, что есть 3 типа этих словосочетаний:
- согласование (прилагательное + существительное);
- управление (чаще всего глагол + существительное или сущ + сущ);
- примыкание (тут обязательно будет наречие).
Просто переделай одно из слов в другую часть речи, и всё получится. Например: цель жизни – это управление, а вот жизненная цель – это уже согласование. Говорить эмоционально – это примыкание, а вот говорить с эмоциями – это уже управление.
Задание 5. Вот здесь жопа. Здесь нужно знать орфографические правила. Если что-то помнишь, попробуй решить. Важно знать, что в объяснениях написания слов могут быть намеренные ошибки. Правило такое есть, но в него закралась какая-нибудь неточность: часть речи указана не та или спряжение. В корнях с чередованием обычно меняют причину чередования. В общем, внимательность в этом задании твой главный помощник.
Задание 6. Очень простое задание, если внимательно прочитать приведённый текст. Просто укажи те цифры, под которыми верное толкование содержания отрывка.
Задание 7. Здесь средства выразительности. Могут быть сложности, если совсем не знаешь, что это. Обычно в задание помещают один из четырёх следующих тропов: эпитет, метафора, сравнение или олицетворение.
- Эпитет – это прилагательное, которое используется в переносном смысле. Например: золотая осень, ласковый ветер, хмурые тучи.
- Метафора – это чаще всего глагол или причастие в переносном значении. Например: льётся речь, горит восток. Метафора – сложная штука. Это перенос значения на основе скрытого сравнения, поэтому её можно перепутать с другими тропами, если она не глагол.
- Сравнение – часто оборот со словами «как», «будто», «словно», «похож» и подобными. Есть ещё вариант, когда сравнением бывает оборот в творительном падеже: облаком волнистым пыль встаёт вдали.
- Олицетворение – это когда неодушевлённые предметы действуют, как живые: звезда с звездою говорит, буря то завоет, то заплачет, весна в окно стучится и так далее.
Последнее задание из второй части, задание 8. Тут тебе тоже поможет текст. Просто найди слово и вспомни, что такое:
- синонимы – слова одной части речи, похожие по смыслу, но разные по звучанию;
- антонимы – слова одной части речи, противоположные по смыслу.
Ещё могут попасться всякие стилистические особенности, но там будет понятно. Если попросят подобрать стилистически нейтральное слово к какому-нибудь просторечному, то просто ищи синоним, который сказала бы твоя училка русского. Если она образованна, конечно.
Сочинение
Выбирай сочинение 9.3. Кто бы что ни говорил, это самое лёгкое сочинение. Важно знать, как его написать. Состоит оно из пяти абзацев (написать нужно именно 5 и правильно их разделить, за это тоже можно получить или потерять баллы):
Первый абзац – вступление. Даётся тебе слово, нужно дать ему определение. Сказать, что это. Абзац может состоять только из этого определения.
Например: ответственность – это способность, умение человека отвечать за свои действия, жизнь и людей, его окружающих.
Хочешь побольше слов? Повтори вопрос.
Что такое ответственность? Мне кажется, что… Я считаю, что… Я много размышлял на эту тему на протяжение нескольких лет и пришёл к выводу, что ответственность – это…
Второй абзац – покажи своё отношение к тому определению, которое ты дал. Прокомментируй его.
Например: И действительно, с ответственным человеком приятно иметь дело, на него можно положиться… и так далее.
Третий абзац – пример (аргумент) из текста. Найди часть текста по теме и опиши, что в этой части происходит.
В доказательство моим рассуждениям можно привести пример из текста такого-то писателя (посмотри, кто автор произведения, отрывок из которого приведён у тебя в КИМах).
Четвёртый абзац – пример (аргумент) из жизни или ещё один пример из текста. Тут то же самое. Чтобы было побольше баллов, нужно обязательно привести пример из прочитанного текста. Если будет два примера из жизни или примеров не будет вообще, баллов будем меньше.
Пятый абзац – заключение, вывод. Тут тоже хватит одного предложения. Можно просто пересказать другими словами вступление с припиской:
Все приведённые мной примеры доказывают суждение о том, что ответственность – это….
Ещё один нюанс: старайся использовать речевые конструкции, которые тебе самому понятны, в которых ты более или менее уверен. В сложных оборотах можно запутаться, наделать ошибок и баллов не получить.
Самая важная часть!
Последние сутки перед экзаменом отдохни, успокойся. Всё, больше ничего не сделаешь. Всё сделано. На экзамене не торопись, внимательно читай задания, не спеши писать сочинение на чистовик, хорошенько поработай с ним на черновике. Подумай, соответствуют ли твои примеры заданной теме.
Текст изложения постарайся слушать как можно внимательнее, чтобы запомнить хотя бы основной смысл. Постарайся не потерять нить повествования, записать глаголы по ходу текста, устойчивые обороты и прочее. Если умеешь составлять план, можно его составить в краткой форме.
Ну, и не запутайся в клеточках в тестовой части. Не пиши в бланке сразу, сначала запиши ответы на листах КИМов. Потом, когда всё будет готово, аккуратно перенесёшь.
На этом всё. Удачи тебе! И впредь готовься к экзаменам заранее. ;-)
______________________________________________________________________________________
Пирожочки! Это первая статья на моём канале, я очень волнуюсь и буду очень рада, если вы поддержите меня лайком и подпиской. А может быть, даже комментарий оставите. Заранее БИГ СПАСИБЛ вам от меня ;-)