Найти тему

"Грач" в Афганистане

Оглавление

В силу особенностей конструкции и способов боевого применения Су-25 стал подлинным преемником знаменитого штурмовика Ил-2. В горах Афганистана Су-25 проявил себя как настоящий «самолет-солдат».

В декабре 1979 года Советская Армия вошла в Афганистан, чтобы воспрепятствовать экспансии исламского фундаментализма, сигналы о начале которой поступали из Ирана и Пакистана. Афганистан стал полигоном для испытаний новых видов вооружения и военной техники, которые потом поступали на вооружение Советской Армии. В начале марта 1980 года было принято решение о проведение операции «Ромб»- испытаниях в боевых условиях самолета Т-8(будущий Су-25). В Афганистане направили Т-8-1-Д и Т-8-3,кроме того, в операции «Ромб-1» принимал участие СВВП Як-38. Самолеты и личный состав, задействованные в операции, дислоцировались в Шиндаде на западе Афганистана. Самолеты находились здесь с 16 апреля по 5 июня 1980 года. Первые полеты были выполнены в рамках учений танкового подразделения армии ДРА на полигоне в 9км от Шиндаде. На второй неделе пребывания в Афганистане штурмовики наносили удары «по вызову» армейский частей, обычно целями служили объекты, которые самолетами других типов уничтожить было крайне затруднительно. Противодействия с земли штурмовики не встречали, операция «Ромб» была засчитана как этап Государственных испытаний Су-25, и вскоре самолет начал поступать на вооружения строевых частей.

-2

Сражающий «Грач»

Первой строевой частью Су-25 стала 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья, сформированная 4 апреля 1981 года на аэродроме Ситал-Чай в Азербайджанской ССР. В апреле 1981 года эскадрилья получила 12 новых Су-25, собранных на авиазаводе в Тбилиси. Вечером 18 июня штурмовики покинули Ситал-Чай и перелетели в Шиндад, откуда уже через несколько дней выполнили первые боевые вылеты. Вскоре эскадрилья была развернута в 60-й отдельный штурмовой авиационный полк (шап). С этого момента на ротационной основе одно эскадрилья 60-го шап находилась на постоянной основе в Афганистане, а две- в Ситал-Чае. На ранних этапах афганской войны душманы оказывали слабое противодействие авиации, главным образов- огнем из стрелкового оружия. Ситуация кардинально изменилась в 1984 году, когда ЦРУ США организовала каналы поставки в Афганистан ПЗРК «Стрела» и Redeye. За первые несколько месяцев использование душманами ПЗРК были сбиты шесть Су-25. Штурмовики были оснащены блоками отстрела тепловых ловушек, но летчики в бою нередко про них забывали. В ОКБ Сухого проанализировали статистику потерь и боевых повреждений, после чего на самолетах установили автомат отстрела ложных целей, срабатывавший одновременно с нажатием расположенной на РУС боевой кнопки.

-3

Эффект Stinger

Силовая установка Су-25 состояла из двуx двигателей, которые, од-нако, установлены слишком близко друг к другу, из-за чего повреждение одного двигателя приводило к выводу из строя второго. Данный недостаток стал очевидным после появления у душманов ПЗРК Redeyе и особен-но с октября 1986 года, когда они

стали использовать ПЗРК General Dynamis FIM-82A Stinger. От ракет ПЗРК Redeye за короткий срок были потеряны два Су-25 — тепло-вые ловушки не помогли. Количество ложный целей увеличили на каждом самолете со 128 до 256 за счет установки четырех блоков на 32 ложных цели каждый на мото-гондолах. Применение душманами П3РК Stinger привело к еще более печальным последствиям. За три дня были потеряны четыре Су-25, причем погибли два летчика. Ракета ПЗРК Stingerподрывалась в районе сопла двигателя самолета, поражая топливные баки, и от пожара пережигались тяги си-стемы управления и выходили из строя двигатели. Для снижения вероятности вывода из строя двух двигателей одним попаданием между двигателями смонтиро-вали бронеперегородку длиной 1,5 м и толщиной 5 мм. Двигатели оборудовали новой системой по-жаротушения с использованием фреона — ССП-2И/УБШ-4-2. На мотогондолах двигателей разместили шесть датчиков УТБГ, сигнализация которых была выведена на приборную доску. Нажатием одной из четырех кнопок летчик «разря-жал» в двигатель один из четырех огнетушителей. Фреон находился в шарообразных баллонах емкостью -4 л, каждый баллон содержал 5,64 кг газа, сжатого до давления 6,9 — 14,2 мПа.

Данные доработки оказались очень удачными, и потери Су-25 резко сократились. Ни один штур-мовик с бронеперегородкой между двигателями не был сбит ПЗРК Stinger, хотя повреждения получило большое количество самолетов. Доработки быстро внедрили в серийное производство, переоборудование прошли и все ранее построенные штурмовики

Германское изделие

В Афганистане штурмовики Су-25 действовали эффективно, а их относительные потери были меньше, чем у Ми-27, МиГ-23, МиГ-21 и Су-17. В Советской Армии самолет получил ласковой прозвище «Грач».

Боевые потери

Потери Су-25 в Афганистане составили 25 самолетов или 10% от общего числа потерь самолетов советских ВВС. Всего же Су-25 выполнили более 60 000 боевых вылетов. Броня кабины надежно защищала летчиков от пуль и осколков- ни один летчик в кабине самолета убит не был. Несколько летчиков Су-25, включая будущего вице-президента РФ полковника А.В. Руцкого, стали Героями Советского Союза.

-4

Назад в Афганистан

В 1993 году с осложнением ситуации в Таджикистане, в эту республику были направлен под эгидой ООН контингент российских войск, в состав которого входили штурмовики Су-25. Известно, что Су-25 наносили удары по лагерям исламистов и не только по территории Таджикистана, но и в приграничных районах Афганистана.

Пожалуйста подпишитесь на канал. Ведь дальше будет интересней