Найти тему
Alex TT ProFun

Обучение и тренировки

Чтобы обучение игре в настольный теннис было максимально эффективным, придётся получить общее представление о самом механизме обучения, дабы избежать тренировочного процесса, как процесса ради процесса, а не результата.

Как мы учимся?

Может показаться, что предложенное объяснение несколько отстранено от темы игры в настольный теннис, но, пожалуйста, будьте терпеливы, ведь изложенное в этой стать может пригодиться вам не только для совершенствования спортивного мастерства.

Итак, нервная система человека выполняет три основные функции: восприятие, мышление, управление.

Восприятие и мышление являются антагонистами. Не получится достаточно сосредоточиться на обдумывании чего-либо (мышление), когда вас отвлекает происходящее вокруг (восприятие). При этом функции управления отлично работают одновременно и с мышлением, и с восприятием потому, что большинство процессов управления, по сути, являются навыками, то есть, доведены "до автоматизма" и для осуществления требуют лишь минимального участия восприятия и мышления. Но, если навык ещё не сформирован, то есть, процесс требующий управления малознаком, тогда в дело активно вступают и восприятие, и мышление, до тех пор, пока приобретается навык - происходит обучение.

Хотим мы того или нет, так устроена и так работает наша нервная система сформировавшаяся на протяжении многих лет эволюции.

Единственное, чего наша нервная система до сих пор не научилась хорошо делать, так это выполнять все свои функции одновременно на полную мощность. Мы можем не услышать оклик, погрузившись в свои размышления, или не понять прочитанного, если от чтения приходилось отвлечься, или нечаянно споткнуться на лестнице, если размер ступеней, вдруг, отличается от привычного нам размера.

Лучший, пожалуй, пример одновременного выполнения нервной системой своих функций, и наиболее наглядный современному человеку – вождение автомобиля.

Управляя автомобилем, водитель непрерывно оценивает постоянно изменяющуюся дорожную ситуацию (Восприятие), анализирует полученные данные и на их основе принимает решения как ему действовать (Мышление), а затем осуществляет задуманное, воздействуя на рычаги управления автомобилем (Управление). С опытом вождения, управление транспортным средством требует всё меньшее участие мышления, так как постепенно приобретаются и прочно закрепляются двигательные навыки воздействия на рычаги управления, и всё меньшее участие восприятия, так как, несмотря на всю сложность дорожного движения, оно состоит из повторяющихся типовых ситуаций, для которых не нужен новый план действий. Тогда освободившиеся ресурсы для восприятия и мышления могут быть направлены на что-нибудь сопутствующее вождению автомобиля, чего, из соображений безопасности, не может позволить себе начинающий водитель, например, прослушиванию радио.

Навык формируется при участии мышления. Путём наблюдений удалось установить, что среднестатистическому человеку потребуется около 15-20 минут, чтобы решать стоящую перед ним задачу с максимальным участием мышления. Если задача была не сложной, то решение будет найдено за меньшее количество времени.

Но, обучение двигательным навыкам, в том числе и для игры в настольный теннис - задача хотя и не сложная, но довольно объёмная, и её решение потребует времени и регулярной практики.

Чтобы сформировать двигательный навык, потребуется уделять каждому упражнению, либо нескольким очень похожим друг на друга упражнениям, не менее 30 минут подряд. И, даже в этом случае, лишь только 30-50% потраченного времени формирование двигательного навыка будет происходить с максимальным участием мышления, что позволяет обоснованно рассчитывать на высокое качество результата.

Темп и оценка эффективности тренировочного процесса

Речь пойдёт не о подготовке профессиональных атлетов, у них свой Путь и методы, а о любительском массовом спорте, в котором, кстати, принимают участие и довольно сильные спортсмены, вплоть до мастеров спорта.

По мнению автора, оптимальный для любителя вида спорта темп тренировочного процесса таков:

- Индивидуальное занятие с тренером раз в одну-две недели. На индивидуальной тренировке происходит обучение, с сопутствующими подробными объяснениями нюансов выполнения игровых действий, техники, тактики, дачей общих и специальных физических упражнений.

- Одна групповая тренировка в неделю. Цель групповой тренировки - совершенствование навыков, приобретённых на индивидуальных занятиях с тренером. Групповая тренировка подразумевает выполнение упражнений под наблюдением тренера в паре с партнёром.

- Игровая практика один-два раза в неделю. Игровая практика есть комплексная проверка уровня подготовки. Она позволяет выявить слабые стороны и наметить направления дальнейшего тренировочного процесса. Чем больше соперников, отличающихся друг от друга по тактике игры, вы повстречаете на игровой практике, тем лучше.

- Участвуйте в официальных и товарищеских соревнованиях. Соревнования нужно рассматривать как игровую практику более высокого уровня. Помимо всего прочего, сопутствующего игровой практике, игрок подвергается воздействию "Соревновательного стресса" и учится противостоять негативным последствиям от его воздействия, таким как: волнение, неуверенность в собственных силах, страх потерпеть поражение и пр.

Тренировочному процессу должна сопутствовать регулярная проверка не только практических навыков, но и теоретических знаний. Автор предлагает очень простой и эффективный способ контроля и самоконтроля. Для это требуется лишь максимально подробно и последовательно изложить, как нужно выполнять те или иные игровые приёмы или тактические действия. Объём изложения должен быть таков, как-будто перед испытуемым стоит задача обучения другого человека. Это свидетельствует о хорошем усвоении пройденного материала и качественном тренировочном процессе. Если же испытуемый не справляется, или справляется лишь частично, это сигнал к тому, чтобы повторить пройденный материал или его часть ещё раз.

Хорошее знание теории, как правило, гарантирует хорошую демонстрацию практических навыков игры, их динамичное развитие. А отсутствие теоретической основы, способно надолго задержать развитие мастерства игры.

Успехов в тренировках!

Играйте в настольный теннис с удовольствием!