По необъяснимой причине, это стихотворение стало едва ли не гимном либерально настроенных граждан. Они находят в нём тайные предсказания, наподобие того, как любители чудес копаются в текстах Нострадамуса.
Пришла пора мне разобраться в этом вопросе.
Краткая справка. Настоящее имя - Аминодав Пейсахович Шполянский (1888-1957), уроженец Российской империи. После революции 1917 года эмигрировал. Масон. Дон Аминадо - литературный псевдоним.
Приведу его стихотворение полностью, поскольку мало кто читал из круга любителей поэзии, а не политики.
Россию завоюет генерал.
Стремительный, отчаянный и строгий.
Воскреснет золотой империал.
Начнут чинить железные дороги.
На площади воздвигнут эшафот,
Чтоб мстить за многолетие позора.
Потом произойдёт переворот
По поводу какого-нибудь вздора.
Потом… придёт конногвардейский полк:
Чтоб окончательно Россию успокоить.
И станет население, как шёлк.
Начнёт пахать, ходить во храм и строить.
Набросятся на хлеб и на букварь.
Озолотят грядущее сияньем.
Какая-нибудь новая бездарь
Займётся всенародным покаяньем.
Эстетов расплодится, как собак.
Все станут жаждать наслаждений жизни.
В газетах будет полный кавардак
И ежедневная похлёбка об отчизне.
Ну, хорошо. Пройдут десятки лет.
И Смерть придёт и тихо скажет: баста.
Но те, кого ещё на свете нет,
Кто будет жить — так, лет через полтораста,
Проснутся ли в пленительном саду
Среди святых и нестерпимых светов,
Чтоб дни и ночи в сладостном бреду
Твердить чеканные гекзаметры поэтов
И чувствовать биения сердец,
Которые не ведают печали,
И повторять: «О, брат мой. Наконец!
Недаром наши предки пострадали!»
Н-да-с. Как сказать… Я напрягаю слух,
Но этих слов в веках не различаю.
А вот что из меня начнёт расти лопух:
Я — знаю.
И кто порукою, что верен идеал?
Что станет человечеству привольно?!
Где мера сущего?! — Грядите, генерал!..
На десять лет! И мне, и вам — довольно!
Не стану рассуждать о псевдониме, он явно из декадентской эпохи.
Сосредоточусь на содержании.
Начинается и заканчивается текст упоминанием "генерала" - стремительного, отчаянного и строгого. Эти эпитеты в первой строфе звучат одобрительно в контексте дальнейшего изложения. Две последние строчки являются призывом вновь явиться генералу в образе спасителя порядка: "На десять лет! И мне, и вам - довольно!".
Точка отсчёта появилась. Автор выступает за государственный порядок, олицетворённый твёрдой генеральской рукой.
Весь текст стиха является перечислением исторических эпох, выраженным в краткой афористической форме.
После эпохи благоденствия - Начнут чинить железные дороги - происходит государственный переворот. Казалось бы, он не менее благодетелен, чем прежний режим: И станет население, как шёлк. Начнёт пахать, ходить во храм и строить. Набросятся на хлеб и на букварь. Но в недрах новой власти зародится изъян в виде сибаритов - людей, склонных к различным материальным соблазнам: Все станут жаждать наслаждений жизни. Стержень первоначального импульса будет потерян, власть станет аморфной: В газетах будет полный кавардак. И ежедневная похлёбка об отчизне. Олицетворением аморфности окажется ничем не ограниченная свобода прессы. Одной из главных её тем станет "всенародное покаяние". Читать надо так, что прежняя "генеральская" власть будет объявлена преступной.
По мнению автора, это конец. Такое государство существовать дальше не сможет: И Смерть придёт и тихо скажет: баста.
А далее, извечный русский вопрос - смогут ли новые поколения увидеть желанный порядок? Автор полон пессимизма. Он не видит никакого будущего и горько иронизирует: А вот что из меня начнёт расти лопух: Я знаю.
Заканчивается его послание призывом явится "генералу" хотя бы не намного, на оставшуюся непродолжительную жизнь стихотворца: Грядите, генерал!.. На десять лет! И мне, и вам — довольно!
Итак, по содержанию стиха прошли. А как его истолковать?
Уверен, что под "генералом" автор выводит самодержца, как олицетворение твёрдой власти. Только такая государственная организация приемлема, по мнению автора, для России.
Может возникнуть и другая твёрдая власть - власть заговорщиков. Аналогии здесь напрашиваются самые прямые. Автор имел в виду революцию 1917 года. Она дала позитивный результат - огромные массы людей получили достойное питание и образование (Набросятся на хлеб и на букварь). Вспомним полную ликвидацию неграмотности в советской России.
Но, далее, происходит метаморфоза. По мнению автора, такая власть рано или поздно забудет свои первоначальные идеалы. На смену аскетизму придёт эстетство, железная дисциплина уступит место своемыслию. Иными словами, восторжествует либерализм.
Здесь я выражу удивление. Если это стихотворение написано в 1920 году, то можно только удивиться предвидению автора. Описанные события реально произошли спустя 65 лет после его предсказания. Перестройка 1985 года выглядела именно так:
1) "всенародное покаяние" - вспомним, как либералы стыдили русский народ за идеалы СССР;
2) Все станут жаждать наслаждений жизни - идеалом общества постепенно станет безудержное потребление;
3) В газетах будет полный кавардак - либеральные газеты выливали (и выливают) ушаты помоев на русскую историю.
Полный крах всех надежд на будущее реализован сполна. Все 1990-е годы Россия жила в ощущении внутреннего умирания. Прежние идеалы были оплёваны, новые идеалы воплотились в "ножках Буша", точнее, в достаточном их количестве.
Продолжу интерпретацию стихотворения.
Где выход? Кто спасёт Россию? Откуда взяться "генералу"?
Призыв автора был услышан. Хаосу и распаду России положил конец, правде, не генерал, но тоже служивый человек - полковник.
Вседозволенность и глумление над святынями были осуждены на государственном уровне. Всё ускоряющимися темпами начинают "чинить железные дороги" - утверждается политика импортозамещения. Воскресает "золотой империал" - укрепляется национальная валюта. Начинается месть "за многолетие позора" - внутри страны и за её пределами.
Уверен, что автор, доживи он до сегодняшних дней, оказался бы доволен.
Остаётся вопрос устойчивости "генеральского" порядка. Не произойдёт ли вновь " …. переворот По поводу какого-нибудь вздора"? Этот вопрос остаётся открытым. Ответить на него не сможет НИКТО.
Эпилог. Я нахожу этот текст незаурядным и изложил своё понимание его смысла. Интересно, что мои мысли вызвали резкое отторжение читателя, который предложил мне отрецензировать стихотворение "Честность с собой". Меня заинтересовала такая реакция и я полез в сеть. Батюшки! Оказывается, там есть другие толкования. Забавно, что эти толкования отличаются горячечностью эмоций и несдержанностью эпитетов. Причём упор делается на "антиПутинстве". Мои попытки узнать, что за этим кроется, натолкнулись на крикливую ругань в мой адрес.
Мне осталось пожать плечами и опубликовать этот текст )).