Найти в Дзене

Молдова и российский газ: дилемма мышей и кактуса

Оглавление

Партия «Действие и солидарность» плакала, кололась, но продолжала ввергать страну в гуманитарно-экономический коллапс. Правда, слабо верится в то, что совсем скоро подобные измышления, прописанные в Сети, попадут в разряд «дезинформации» и будут караться по всей строгости закона, подготовленного уже ко второму чтению в парламенте? Воистину, когда Небо хочет кого-то наказать, оно лишает разума. Но сейчас мы не об этом.

Независимая зависимость

Вот, зачем надо было объявлять Россию агрессором – причем, не из-за спецоперации, а из-за пресловутых «войск» в Приднестровье, чье присутствие, стати закреплено соглашением от 1992 года – чтобы теперь вся страна несла колоссальные убытки. Неужели нельзя было посмотреть поверх голов кураторов и с высоты всех шести месяцев обучения в Гарварде понять, что Россия уже давно не та, что была лет 20 назад, и на любые демарши будет отвечать, по путинской классике, ассиметрично!

Так произошло с новым контрактом о поставках газа (вкупе с неумением Его Величества Доминатора вести переговоры). И это, судя по всему, только начало. Хотя и начинать ничего не стоит, ибо действующая власть в Молдове сделает всё сама – доведет страну до полной нищеты, что на фоне прогнозируемого всемирного голода неизбежно. Хотя, дружа с Москвой, у Молдовы был шанс переждать бурю. Ключевое слово – «был».

Только ленивый не знает, что Россия является главным поставщиком ресурсов для Молдовы, обеспечивает, по сути, энергетическую безопасность страны. Ежегодные потребности нашей страны в природном газе оцениваются примерно в 2,9 млрд м3 (из них 1,6 млрд приходится на Приднестровье). Это в среднем, чтобы вы понимали, 8 млн м3/сутки без учета растущего потребления в зимний период. И все эти объемы голубого топлива «Молдовагаз» закупает у «Газпрома».

Что произойдет, если газ из России прекратят поставлять? А это вполне реально, так как аудита исторического долга РМ перед РФ за голубое топливо, суды по всему, не будет – Агентство публичной собственности закрыло тендер за отсутствием соискателей оного среди компаний-аудиторов. Долг «Молдовагаза» с учётом просрочки платежей достигает 709 миллионов долларов.

Мы понимаем, что в любой момент из-за прекращения поставок газа в Молдову у страны, по самым смелый оценкам, будет месяц, за который израсходуют запасы в хранилищах. Потом начнут просить у Румынии, Польши и т.д. Но те… могут и не дать. Даже за гигантскую плату. Диктата США мало кто намерен расплачиваться с Россией рублями. А без рублей не будет и газа. И зима не за горами. В случае этого сценария большинство предприятий в Молдове остановят производство. В первую очередь, народ останется без хлеба. Зимой – без тепла. Дальше перечислять – страшно.

Если бы Майя Санду и ее команда думали так же, как, например, премьер Венгрии Виктор Орбан или президент Сербии Александр Вучич, то, конечно же, проблем у страны было меньше в разы. Выходит, Санду идет против интересов Молдовы, сознательно уничтожая экономику на корню.

И это мы еще не сказали о факторе электричества, которое Молдова закупает у Приднестровья, у Молдавской ГРЭС, подконтрольной российскому холдингу "Интер РАО". Правда, на днях Украина милостиво стала делиться с Молдовой «энергонезависимостью», начав поставлять в нашу страну электроэнергию. «Энергопотребление Молдовы в значительной степени зависит от генерации на Молдавской ГРЭС, принадлежащей России. Украинский экспорт позволит стране диверсифицировать поставки электрической энергии и усилить ее энергетическую безопасность», — говорится в сообщении украинского "Энергоатома". Но, кажется, что в Кишиневе забыли: Украина сама является крупным импортером электричества – в марте завершилось объединение украинской и европейской энергосистем? Ну, в Кишиневе всегда забывают о самом главном. Так уже повелось…

А газ-то тот же самый!

Представители политической оппозиции также усматривают в действиях власти определенную тенденциозность с весьма печальных исходом.

«Не удивлюсь, если к началу зимы этот показатель увеличится в стране до 45 леев. Правительство Молдовы не борется с бедностью и безработицей, не думает о пенсионерах. Антинародные решения (в частности о запрете Георгиевской ленты) вызывают массу возмущений. Люди готовы отстаивать свои права. В Молдове всё идет по украинскому сценарию. Что дальше окажется под запретом? Православная церковь?», - недоумевает депутат Народного собрания Гагаузии Леонид Киося.

Депутат парламента Богдан Цырдя считает, что немалую часть своих непопулярных решений ПДС проводит, отвлекая внимание на другие резонансные события, в частности, на инициирование политического преследования бывшего президента РМ Игоря Додона.

«На следующий день после задержания Игоря Додона бензин вырос до 31 лея, дизтопливо – до порядка 28 леев. Вот вся борьба с коррупцией госпожи Санду! Воров продвигают, а те, кто их выявил, арестованы», - отметил Цырдя.

В итоге, Национальное агентство по регулированию энергетики постоянно повышает тарифы на газ для потребителей, заставляя население платить за неэффективную политику правительства страны. Недавно, например, "Молдовагаз" был вынужден обратиться в НАРЭ с запросом о пересмотре тарифа на голубое топливо для бытовых потребителей примерно на 33%, до 1,1 доллара, из-за повышения закупочной цены. Заметим, что с 1 января в стране тариф на газ вырос с 569 до 785 долларов за тысячу кубометров.

Не будем также забывать, что единая платформа Евросоюза для закупок у газовых трейдеров обойдётся Молдове в три раза дороже, чем закупки напрямую у России. Исторический ценовой рекорд на TTF – ключевом газовом хабе Европы – был установлен на торгах 7 марта на уровне 3892 долл. за тысячу кубометров, в 4 раза больше, чем год назад. А газ-то тот же самый!

Как всегда, «вовремя» подоспела Румыния с ее очередной после газопровода Яссы-Кишинев маниловщиной - предложением помочь Молдове, построив газохранилище на своей территории и заполнив его европейским газом. Никому невдомек, что газ с Запада изрядно ударит по карману простого народа: бедные будут нищать, нищие – умирать, причем, массово. Тем более что строительство хранилища — это проект не одного месяца.

Не тот вектор

Идем дальше. Если углубиться в вопрос, Молдове совсем невыгодны какие-либо поползновения в сторону евроинтеграции, и власть, кстати, это прекрасно понимает, так и не опубликовав ни одну из двух анкет на становление кандидатов с члены ЕС. Наша страна гораздо больше получит, возобновив развитие евразийского вектора, как было при прошлой власти, когда РМ стала наблюдателем при ЕАЭС, что резко оборвало нынешнее руководство, отозвав представителя Кишинева из этой структуры. Но ПДС мало отсутствия РМ в ЕАЭС – ей еще выход из СНГ подавай!

Выход нашей страны из СНГ чреват практически катастрофой в крайне широком спектре сфер как государства, так и общества, заявил для Gagauznews депутат парламента Молдовы, заместитель председателя постоянного комитета по правовым вопросам Межпарламентской ассамблеи СНГ Василий Боля.

«Содружество – это та структура, в которой Молдове не просто нужно состоять, но и вместе с другими странами-членами СНГ усиленно развивать, углублять взаимодействие и взаимную поддержку», - считает Боля, прокомментировавший недавнее высказывание спикера парламента Игоря Гросу о том, что «для выхода РМ из СНГ необходимо политическое решение».

По его словам, существует более 130 нормативных документов, как двусторонних, так и многосторонних, где в формате Содружества напрямую участвует Молдова.

«Выход Молдовы из СНГ будет означать прямой путь денонсации этих договоров и соглашений. То есть, наша страна не будет участвовать в этом случае ни в свободной торговле с восточными друзьями, ни во взаимном признании документов гражданского состояния, судебных решений и т.д., ни в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, важных для РМ. Не будет безвизового режима для наших граждан, около миллиона которых находятся (трудятся и проживают) в разных странах Содружества. Ничего этого не будет. Какое «политическое решение»?! Исходить нужно исключительно из гуманитарной и экономической повестки!», - объяснил Боля.

Он уверен, что именно формат СНГ позволил нашим странам после распада Советского Союза максимально в тех непростых условиях сохранить достойные отношения и пронести их через последние тридцать с лишним лет.

Николай Костыркин