Найти тему
Горы. Камни. Люди

Они построили Екатеринбург: Моисей Рейшер

Ранее я уже анонсировал цикл материалов, посвящённых выдающимся архитекторам, которые внесли значительный вклад в формирование облика современного Екатеринбурга и других уральских городов. Первая такая статья была посвящена Михаилу Павловичу Малахову – автору большинства архитектурных памятников Екатеринбурга в стиле классицизма. Герой сегодняшней публикации жил и творил на сто с лишним лет позже Малахова, но память о нём тоже по-прежнему живёт на улицах уральской столицы.

Моисей Вениаминович Рейшер родился в 1902 году в небольшом городке Троицке, который тогда относился к Оренбургской губернии, а ныне входит в состав Челябинской области на правах городского округа. Если на Среднем Урале основным типом поселения на протяжении всей истории его промышленного освоения был город-завод, то на Южном Урале преобладал тип города-крепости. Такие крепости, охранявшие южные границы империи от набегов кочевых народов – башкир, калмыков, казахов – в XVIII веке строились десятками. В их числе был и Троицк, основанный в 1743 году по указанию тогдашнего наместника Оренбуржья Ивана Ивановича Неплюева. Со временем #город утратил своё оборонное значение, превратившись в крупный пункт меновой торговли между русскими и азиатскими купцами. Ярмарка приносила городу немалые доходы, что сказалось, в том числе, и на его внешнем облике. Уже во второй половине XIX века Троицк с его огромным гостиным двором, обилием банков, гостиниц, общественных зданий, богато украшенных торговых и купеческих домов считался подлинной архитектурной жемчужиной Южного Урала.

Центральная площадь Троицка в начале XX века. Фотография с сайта troitsk74.ru (https://troitsk74.ru/images/photogallery/history/29.jpg)
Центральная площадь Троицка в начале XX века. Фотография с сайта troitsk74.ru (https://troitsk74.ru/images/photogallery/history/29.jpg)

С точки зрения законов повествования представляется заманчивым сказать, что Моисея Рейшера, родившегося в 1902 году в семье местного купца средней руки, с детства очаровала каменная #архитектура Троицка, чем и были предопределены его дальнейшие #биография и судьба. Однако в реальности дело обстояло несколько иначе, поскольку о профессии архитектора молодой человек поначалу даже не помышлял. Окончив мужскую гимназию, он уехал в Томск, где поступил на медицинский факультет Томского государственного университета. Но довольно быстро Моисей Вениаминович осознал, что медицина его не прельщает, и перевелся – скорее по воле случая, нежели по велению сердца – на строительный факультет Сибирского технологического института, который окончил в 1926 году. Дипломной работой Рейшера стал проект Народного дома просвещения – многофункционального здания, в духе того времени совмещавшего элементы учебного заведения и дореволюционного народного дома с библиотекой, кружковыми комнатами, кабинетами для занятий и гимнастическим залом.

Главный фасад Народного дома просвещения из дипломного проекта Моисея Рейшера. По материалам с сайта tatlin.ru (http://tatlin.ru/articles/rejsher_v_sibiri)
Главный фасад Народного дома просвещения из дипломного проекта Моисея Рейшера. По материалам с сайта tatlin.ru (http://tatlin.ru/articles/rejsher_v_sibiri)

После окончания института Моисей Рейшер, как и положено, отслужил в Красной армии. Его возвращение из армии удачно совпало с начавшейся в Советском Союзе индустриализацией. По всей стране началось #строительство заводов-гигантов, население активно перемещалось из сельской местности в города, которые, в свою очередь, стремительно разрастались. Пока весь остальной мир постепенно скатывался в глобальный экономический кризис, а Америка уже предчувствовала Великую депрессию, в одночасье одна шестая часть суши превратилась в огромную стройку, которой требовались не только миллионы рабочих рук, но и тысячи талантливых архитекторов, инженеров, проектировщиков, градостроителей. Рейшер, поначалу осевший было в Новосибирске, потянулся вслед за студенческими друзьями в Свердловск, где как раз начиналось строительство Уральского завода тяжелого машиностроения – знаменитого Уралмаша.

Молодой Рейшер (на переднем плане в пальто) в середине 20-х годов прошлого века. Фотография сделана в Томске на выставке студенческих графических и живописных работ. Фотография с сайта tatlin.ru (http://tatlin.ru/articles/rejsher_v_sibiri)
Молодой Рейшер (на переднем плане в пальто) в середине 20-х годов прошлого века. Фотография сделана в Томске на выставке студенческих графических и живописных работ. Фотография с сайта tatlin.ru (http://tatlin.ru/articles/rejsher_v_sibiri)

Рейшер сразу же возглавил проектную группу, которая обеспечивала чертежами строительство основных цехов завода – сталелитейного, термического, кузнечно-прессового, ремонтно-механического. Разработанный одним из ленинградских институтов проект завода содержал всего 286 страниц и 12 листов чертежей. "Недостающие" тысячи листов чертежей, схем и планов предстояло разработать на месте. Строительство велось ударными темпами, и проектировщики работали сутками напролет, выпуская ежедневно сотни листов рабочей документации. Один только этот колоссальный вклад в создание крупнейшего машиностроительного предприятия Советского Союза (за который он впоследствии был удостоен знака ударника труда), мог бы вписать имя Моисея Рейшера в историю, однако истинный звездный час молодого архитектора всё-таки наступил немного позднее.

Строительство первых цехов Уральского завода тяжелого машиностроения. Вторая половина 1920-х годов. Фотография с сайта pastvu.com (http://pastvu.com/_p/a/5/a/t/5at3gl63ar9vk0xe43.jpg)
Строительство первых цехов Уральского завода тяжелого машиностроения. Вторая половина 1920-х годов. Фотография с сайта pastvu.com (http://pastvu.com/_p/a/5/a/t/5at3gl63ar9vk0xe43.jpg)

В конце 1928 года встал вопрос о водоснабжении завода и выросшего рядом с ним рабочего посёлка водой. Окрестности Екатеринбурга вообще бедны как надземными, так и подземными водами, поэтому задача была по-своему нетривиальной. Скрепя сердце, к её решению привлекли даже Модеста Онисимовича Клера, хотя сын знаменитого основателя Уральского общества любителей естествознания был на плохом счету у молодой советской власти (в 1924 году его даже приговорили к расстрелу, но приговор так и не привели в исполнение, а позже судимость с видного геолога, гидролога и палеонтолога и вовсе сняли). Было подсчитано, что огромному заводу потребуется титанических размеров водонапорная башня объёмом не менее 550 кубических метров. Подобных водонапорных сооружений в мире на тот момент ещё не существовало. Так как готовых решений не имелось, был объявлен открытый конкурс, причём участникам дали всего неделю на проработку их проектов. Участие в конкурсе приняли многие талантливые #архитекторы , занятые в те годы на строительстве Уралмаша, в числе которых были Петр Оранский, Виктор Безруков и многие другие. Но победа в конкурсе в итоге досталась Моисею Рейшеру.

Один из листов эскизного проекта водонапорной башни У.М.З. с подписью Моисея Рейшера. По материалам из открытых источников
Один из листов эскизного проекта водонапорной башни У.М.З. с подписью Моисея Рейшера. По материалам из открытых источников

Двадцатишестилетний #архитектор предложил крайне необычное здание в духе модного тогда конструктивизма, идеями которого он проникся ещё в Новосибирске. Огромный резервуар из монолитного железобетона он водрузил всего на три опоры – две колонны и лестничную шахту. На крыше здания предложил разместить обзорную площадку или кафе, а в основании – газетный киоск и автобусную остановку. Сам Моисей Вениаминович позднее вспоминал:

"Для cоставления эскизного проекта башни был дан срок в неделю. Это, конечно, не в служебные часы. А работы по проектированию основных цехов завода было невпроворот, работали и до 10 вечера, и по ночам. В течение шести дней я не прикасался к бумаге, но башня не выходила из головы – чуть ли не снилась. Хотелось сделать её предельно законченной, максимально выразительной и современной. В итоге образ башни, её предполагающая конструкция настолько чётко определились в моём воображении, что, засев утром в воскресный день за чертёж, к утру понедельника, то есть за сутки непрерывной работы, я выполнил все чертежи эскизного проекта".

Впоследствии комиссия потребовала внести в проект ряд изменений, заменив железобетонный бак на стальной, отказавшись от инфраструктуры первого этажа и добавив ещё две опорные колонны – всё из-за недоверия к железобетону, который в то время считался сравнительно новым и не до конца изученным материалом.

Белая башня в наши дни. Состояние несколько удручающее
Белая башня в наши дни. Состояние несколько удручающее

Водонапорная #башня была построена и введена в эксплуатацию к 1931 году. Белой башне, как её впоследствии окрестили в народе, суждено было стать не только настоящим символом Уралмаша, но и одним из самых узнаваемых зданий Свердловска. Сам Моисей Рейшер до конца жизни относился к ней как к своему самому любимому детищу. Фотография этого сооружения всегда стояла в его рабочем кабинете на самом видном месте. Эта привязанность вполне понятна – ведь Белая башня стала своего рода манифестом, апофеозом столь любимого им авангардного архитектурного стиля. Буквально через пару лет #конструктивизм наряду со многими другими новаторскими течениями был подвергнут резкой критике со стороны партийной верхушки и быстро канул в Лету, попав под запрет: на смену революционному минимализму пришла пышность сталинского ампира.

Моисей Рейшер за работой. По материалам из открытых источников
Моисей Рейшер за работой. По материалам из открытых источников

По окончанию строительства Уралмаша Моисей Рейшер остался в Свердловске. В середине 1930-х годов под руководством знаменитого Сигизмунда Домбровского он участвовал в разработке генерального плана уральской столицы. Этот документ задал городу вектор развития, которого он с некоторыми отступлениями придерживается до сих пор – уже на протяжении 90 лет. В архитектурно-планировочной мастерской Свердловска Моисей Рейшер проработал более трёх десятилетий. В этот период по его проектам были созданы многие знаковые для #города здания и общественные пространства, включая гостиницу “Большой Урал”, кинотеатр “Темп”, общежития автодорожного техникума и горного института, комплекс городской больницы №23 на Эльмаше, дендропарк на Первомайской улице и мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны на Широкореченском кладбище. Не чурался архитектор и более скромных проектов. Так, во время войны под его руководством застраивался Пионерский посёлок, а в 1945 году Моисей Вениаминович спроектировал комплекс брусковых коттеджей для работников консерватории, ныне медленно разрушающихся на улице Павла Большакова. Коллеги архитектора вспоминали, что он всегда был душой коллектива – весёлым, жизнерадостным, блещущим оптимизмом и идеями, не желающим видеть обыденность в окружающей действительности.

Один из сохранившихся до наших дней брусковых коттеджей на улице Большакова. Автор проекта – Моисей Рейшер
Один из сохранившихся до наших дней брусковых коттеджей на улице Большакова. Автор проекта – Моисей Рейшер

Отметился Рейшер и в работе над зданием Свердловского городского Совета народных депутатов, помещения которого ныне занимают Администрация города Екатеринбурга и Екатеринбургская городская Дума. На протяжении всей первой половины ХХ века это здание с поистине непростой судьбой, о котором я уже писал ранее, неоднократно перестраивалось. Автор последнего проекта реконструкции – Георгий Голубев – умер в самый разгар работ, и строительство завершалось уже под руководством Рейшера. Именно по его задумке здание горсовета украсила нарядная башня со шпилем высотой более 60 метров с установленными на ней часами-курантами. Теперь уже сложно представить центр Екатеринбурга без неё, хотя в первоначальном проекте Голубева она отсутствовала.

Бывшее здание горсовета, помещения которого ныне занимают Администрация города Екатеринбурга и Екатеринбургская городская Дума
Бывшее здание горсовета, помещения которого ныне занимают Администрация города Екатеринбурга и Екатеринбургская городская Дума

Всё это время Рейшер совмещал работу с преподавательской деятельностью, на которой он особенно сконцентрировался с выходом на пенсию, преподавая архитектурное проектирование в Свердловском архитектурно-строительном техникуме. Принимал он и активное участие в городской жизни Свердловска, внося предложения по обустройству общественных пространств, спорным вопросам застройки. Сохранились несколько его записок в городскую администрацию, в которых Рейшер критикует городские власти за варварское уничтожение захоронений на Лютеранско-католическом кладбище, где были похоронены не только многие известные уральцы (например, Данила Кондратьевич Зверев, ставший прототипом Данилы-мастера для сказа Бажова “Каменный цветок”), но и коллеги архитектора, уже упоминавшиеся выше: Георгий Голубев, Сигизмунд Домбровский, Петр Оранский. Наряду с самим Рейшером эти люди тоже внесли огромный вклад в создание нынешнего архитектурного облика уральской столицы. Жизнь и #творчество каждого из них заслуживают отдельного рассказа – соответствующие материалы обязательно появятся на моём канале позднее в рамках данного цикла.

"Бывшее Лютеранское кладбище, что по проспекту Блюхера, закрыто. Сейчас это беспризорная городская свалка в центре города: вывороченные могильные камни, битые водочные бутылки, отходы производства цеха венков наступают на разорённые могилы, глушат лес. Я сумел найти могилу Голубева лишь потому, что хорошо помню место его захоронения. Гранитный обелиск опрокинут вниз надписью, всё заросло чертополохом, замусорено. Недавно шли дебаты: ставить или не ставить памятники Татищеву и Геннину? Не знаю, но могилу первого городского архитектора надо сохранить, привести в порядок или перенести на одно из действующих кладбищ города...".
Появлением на месте бывшей Хлебной площади столь полюбившегося горожанам дендропарка Екатеринбург тоже обязан Моисею Рейшеру
Появлением на месте бывшей Хлебной площади столь полюбившегося горожанам дендропарка Екатеринбург тоже обязан Моисею Рейшеру

Моисей Вениаминович Рейшер скончался в сентябре 1980 года в возрасте 78 лет и был похоронен на ныне ликвидированном Немецко-еврейском городском кладбище. К счастью, история обошлась с прахом архитектора несколько более уважительно, чем с прахом многих его коллег – впоследствии он был перезахоронен на Широкореченском кладбище не так далеко от мемориала, созданного по его проекту в 1947 году.

Если вам понравилась данная статья, то сразу же спешу напомнить, что с первой публикацией цикла, посвященной Михаилу Малахову, вы можете ознакомиться здесь. Кроме того, на моём канале уже неоднократно публиковались статьи о наиболее интересных зданиях Екатеринбурга. Так, я писал об овеянной тайнами усадьбе Харитоновых-Расторгуевых – фактически, единственном дворцовом ансамбле на Урале. Заслуживает внимания и уникальный дом Севастьянова – настоящее украшение города, прекрасный образец псевдоготики с элементами столь необычного для нашего северного края неомавританского стиля.