Наверное, ни один другой балет так хорошо не известен всему миру, как "Лебединое озеро". Вначале П.И. Чайковский собирался написать оперу "Ундина", но спустя какое-то время уже написанную для этой оперы музыку Петр Ильич целиком использовал в балете "Лебединое озеро"(1876). И за более чем 140-летнюю историю этот балет ставился неоднократно в каждом уголке земного шара, где есть более или менее приемлемая для балета сценическая площадка. И каждый раз балет ставился по-своему, с какими-то интересными нюансами.
За всю свою довольно большую жизнь я видела много версий "Лебединого озера", а вот постановка Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки(ЧГАТОиБ) приятно удивила меня интересным прологом к балету - ведь, в основном, в постановках этого балета после празднования совершеннолетия принца Зигфрида в первом акте балета мы сразу перекидываемся во второй акт к берегу озера, где принц впервые встречает Одетту, которая рассказывает ему свою печальную историю.
А вот в челябинской постановке балет начинается с пролога, то есть зритель сразу имеет возможность увидеть собственными глазами, почему злой Ротбарт превратил красавицу Одетту в лебедя...
Всем нам, любителям балета, известно, что в балете действуют два персонажа, два антипода, два лебедя, белый - нежная и трепетная Одетта, и черный - коварная и злая Одиллия, - олицетворения Добра и Зла. Но несмотря на это, уже много лет, почти в любом оперном театре, двух этих антиподов исполняет в одном спектакле одна и та же балерина. Почему? Да потому что тут необходимо внешнее сходство, ведь принц Зигфрид, влюбившись в Одетту с первого взгляда, должен поверить, что коварная Одиллия, явившись на придворный бал вместе со своим отцом - злым гением Ротбартом (превратившим Одетту и ее подруг в лебедей), и есть прекрасная Одетта. Поэтому тут нужна одна и та же балерина, чтобы сходство было безоговорочным! И принц, принимая Одиллию за Одетту, нарушает свою клятву, данную любимой Одетте, которой из-за этого грозит гибель. Однако в фильме-балете "Лебединое озеро" мы видим двух исполнительниц - нежную Одетту танцует Галина Уланова, а зловредную Одиллию - Наталия Дудинская. Зато в конце, когда принц понял свою роковую ошибку и сразился с Ротбартом, лебеди во главе с Одеттой вновь принимают человеческий облик.
https://www.youtube.com/watch?v=Dugmu4k3Yek
Кстати, хочу заметить, что в моем родном Ереване в театре оперы и балета им. А.Спендиарова в 1973 году балет "Лебединое озеро" был поставлен народными артистами СССР Наталией Дудинской и Константином Сергеевым, и много лет на сцене Ереванского театра шла именно эта постановка мирового шедевра балетной классики.
И хотя в ту пору я была всего лишь восторженно влюбленным в балет подростком, но тот премьерный спектакль с присутствием в зрительном зале легендарных Н. М. Дудинской и К.М. Сергеева запомнился мне на всю жизнь! Премьеру тогда танцевали ведущие солисты Ереванского оперного - народные артисты Армении Эльвира Мнацаканян(Одетта-Одиллия), Вилен Галстян(принц Зигфрид), о котором я писала в статье "Полет его фантазии", и Норайр Меграбян(превосходно исполнивший в тот вечер партию Шута), создавший позднее так полюбившийся всем замечательный коллектив - хореографический ансамбль "Барекамутюн"("Дружба").
Время неумолимо несется вперед! Летят года! А прекрасная сказка о белом и черном лебеде не увядает! Сколько уже было замечательных исполнителей главных партий "Лебединого озера", а сколько еще их будет... Балет "Лебединое озеро" был и остается жемчужиной мирового балетного театра навсегда!