Продолжаем разговор о мировой экономике. Сегодня поговорим об основном направлении международных экономических отношений – мировой торговле.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский учёный-экономист Антонио Маргаретти. Но в современном понимании международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках.
Структура международной торговли
Международную торговлю характеризуют показатели, которые можно систематизировать по следующими признаками:
– показатели объемов;
– показатели структуры;
– показатели динамики;
– показатели результатов.
На основе этих показателей можно выделить несколько структурных элементов международной торговли:
- товарная структура – это показатели распределения экспорта и импорта по основным товарным позициям:
- географическая структура – распределение товарного потока по странам, группам стран и регионам мира;
- институционная торговля – распределение торговли по субъектам и методами товарного обмена;
- видовая структура – распределение торговли по видам товарного обмена.
Причины международной торговли
Международная торговля является наиболее важной формой международных экономических отношений. Под международной торговлей понимают процесс купли-продажи, осуществляемый продавцами, покупателями, посредниками в разных странах.
К причинам появления международной торговли экономисты относят:
1) неравное распределение даров природы (например, полезных ископаемых) между различными странами и народами. Торговля помогает исправить это неравенство, обеспечивая всем желающим возможность получения любого типа природных ресурсов – если они способны их купить.
2) Принцип абсолютного преимущества состоит в том, что каждая страна должна специализироваться на производстве товаров, средние издержки выпуска которых меньше, чем средние издержки в других странах. Экспортируя часть товаров, произведённых с низкими издержками, страна на вырученные деньги приобретает товары, производство которых ей обходится дороже. Адам Смит доказал, что такая торговля будет выгодной для всех её участников.
3) Принцип относительного (сравнительного) преимущества, который обосновал Давид Рикардо заключается в том, что страна должна специализироваться на выпуске товаров, производство которых более выгодно в сопоставлении с производством таких же товаров в других странах.
Зачем нужна международная торговля
Международная торговля позволяет раскрыть производственные возможности человечества и способствует:
В сфере внешней торговли государства реализуют один из двух принципов:
В современной внешнеторговой политике взаимодействуют два направления:
Тенденция к либерализации внешней торговли сосуществует с комплексом протекционистских мер, так как протекционизм направлен на защиту интересов отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Однако в современных условиях страны не отказываются и от свободного выхода предприятий на внешний рынок, самостоятельного определения партнера по сделке, открытия внутреннего рынка для иностранной конкуренции, что способствует росту эффективности экономики в целом.
Этот процесс называется фритредерство, т.е. свободная торговля, ориентирующаяся на развитие специализации страны и максимальное развитие внешнеторговых связей без каких-либо ограничений для национальных и иностранных производителей.
Какие формы и методы используют страны для регулирования внешней торговли
Выбор направления внешнеэкономической политики – сложный процесс, так как любое решение для одних групп населения приносит экономический эффект, а для других оборачивается экономическими потерями. Чтобы свести эти потери к минимуму, не отказываясь от политики протекционизма, государства используют разные методы регулирования внешней торговли.
Тарифные методы делают иностранную продукцию более дорогой, что позволяет продавать аналогические отечественные товары по более привлекательным ценам.
Нетарифные методы являются исключениями из общего правила свободной торговли и представляют собой временные количественные ограничения экспорта или импорта по отдельным видам товаров, для защиты национального рынка.
В последнее время в мировом экспорте возрастает доля готовой продукции и особенно высокотехнологической и наукоёмкой.
Для международной торговли технологиями используют следующие формы:
Международная торговля может осуществляться непосредственно между производителем и потребителем (прямой метод торговли) либо через посредников (косвенный метод). К посредникам относятся:
Особыми посредниками в мировой торговле являются биржи, торги, аукционы.
Надеюсь, что статья была Вам полезна, поэтому предлагаю проверить себя и написать ответы на типовые задания ЕГЭ в комментариях.
Проверь себя
Удачи на ЕГЭ! Спасибо, что дочитали.