Найти тему
Kinoryba

May Blitz – May Blitz (1970).

Обруганный критиками альбом британской группы, отчасти, благодаря этим критикам, закончившей свое существование после второго диска. Одна из нескольких команд, обосновавшихся на только что открывшейся компании Vertigo. Возможно, это было ошибкой, о которой сами артисты не подозревали. Критики пристально и, что им свойственно, ехидно и выискивая слабые стороны, следили за продукцией новой компании. Коллегами по лейблу у May Blitz были такие мастера по изготовлению хитов как Uriah Heep и Black Sabbath и в глазах критиков «майские» проигрывали. Но – критики – критиками, а время все расставляет на свои места. Трио, играющие тяжелый гитарный рок (блюз-рок) принято сравнивать с Led Zeppelin или Cream или еще там всяко-разно, да я и сам этим грешу. Но если вспомнить, что отправной точкой тяжелого гитарного блюз-рока были не Led Zeppelin и не Cream, а масса лондонских групп, играющих по клубам такую музыку от Джона Мэйолла до Savoy Brown и Aynsley Dunbar Retaliation, то понятие «отправной точки» сильно смещается. Не было никаких отправных точек, было энное количество групп, на которых, в том числе, росли и Led Zeppelin и все остальные титаны – они ходили на одни и те же концерты, слушали одни и те же группы и играли, в общем, так же – но каждая группа в силу своих устремлений и понимания музыки, в силу таланта и амбиций. Я здесь не собираюсь утверждать, что May Blitz – гениальная группа, несправедливо забытая. Во-первых, я бы не назвал ее гениальной, она просто очень и очень хороша. И про то, что она забыта – это тоже напрасно. Никто не забыт и ничто не забыто. Пластинки «майских» переиздаются и люди их слушают – а это главное. И соло Джинни Блэка в Smoking The Day так великолепно, что тут же продает всю пластинку – только ради эти восьми минут стального звука гитары, безупречно сыгранной партии и дьявольской импровизации в середине стоит иметь этот альбом, держать его на видном месте и никогда про него не забывать. Это британский тяжелый блюз-рок конца 60-х самой высшей пробы. Это дыхание клубов Лондона, атмосфера, которую создавали толпы тинейджеров в очках и свитерах, с длинными волосами, девчонок, «зависших» на тяжелом блюзе и самых продвинутых любителей музыки того времени. Конец эпохи «свингующего Лондона», начало шествия хард-рока – а May Blitz – дверь из эры хиппи в десятилетие прогрессива и харда. Группа заметно отличалась от блюзовых британских команд – клон в сторону этих самых харда и прогрессива, но с сохранение блюзовой общей палитры – и это было (и есть) очень круто. Плюс великолепная техника музыкантов, хоть и длинные, наполненные импровизациями, но внятные и интересные песни. I Don’t Know? – c ритмическими и гармоническими сбивками, проигрышем, начинающимся с баса-баранов и подключением едкой гитары Блэка, которая начинает не просто петь, а орать и хрипеть – под идеально работающую ритм-секцию (ударник Тони Ньюман отметился потом и в пластинках Боуи – и еще целого сонма артистов). Dreaming – начинающаяся под раскаты томов – воздушная, но явно предгрозовая – и гроза разражается – страшными криками, молотящей ритм-секцией и чешущей как в последний раз гитарой.

А какая очаровательная обложка у пластинки. Одна из лучших, на мой вкус. Сразу видно, что музыка под обложкой будет серьезная. Но – к музыке, возвращаясь – прекрасный гитарист Блэк – в первую очередь – и отлаженная, крутая ритм-секция демонстрируют здесь ту самую свободу творчества, о которой все так много говорят, но никто ей почему-то не пользуется. Другое дело, что в Англии того времени было модно играть длинные композиции с гитарными импровизациями, но в Америке конца 70-х это было не модно, а Television играли – и ничего. Так вот, и «майские» в полный рост пользуются этой свободой – соло и в Squeet – чистым звуком – не прячась ни за фасс, ни за вау – Блэк играет тем же приемом, что и в первой песне - гитарным дуэтом, увеличивая темп, ведя диалог сам с собой – и со слушателем. Синхрон гитарных аккордов с брейками малого барабана бодрит – сыгран настолько точно, что хочется подпрыгнуть – но точность здесь не механическая, свинговая, такая, что заставляет улыбнуться от кайфа крутейшей ансамблевой игры и взаимопонимания музыкантов. После похожего на Uriah Heep в его лучших проявлениях (кто на кого похож еще большой вопрос) медляка Tomorrow May Come – утраченное современными «рок-музыкантами» барабанное соло и адский гитарный чес, которому позавидовал бы и Дэвид Бирн (черных музыкантов я не привожу в пример, так как они все равно круче) – Fire Queen. Об этой песне можно написать, что это самая дикая, бешеная и яростная песня английского рока по сей день. Ничего безумней я еще не слышал. И финал – Virgin Waters – и солирующих ударных в достатке, и психеделическая гитара, шепот, пространство, напряжение, угроза, смена темпа, ощущение свободы, нескованности авторов договорными обязательствами, незашоренности штампами – и снова приход грозы, краем прошедшей в начале и сейчас грохнувшей уже во всю мощь. Первый May Blitz – отличный, совершенно классический, умный и яркий рок-альбом. Музыка Англии 1970 года, та основа, почва, на которой выросли всеми любимые группы, насочинявшие хитов и дерущие нос так, как будто они все это сами придумали.