Обруганный критиками альбом британской группы, отчасти, благодаря этим критикам, закончившей свое существование после второго диска. Одна из нескольких команд, обосновавшихся на только что открывшейся компании Vertigo. Возможно, это было ошибкой, о которой сами артисты не подозревали. Критики пристально и, что им свойственно, ехидно и выискивая слабые стороны, следили за продукцией новой компании. Коллегами по лейблу у May Blitz были такие мастера по изготовлению хитов как Uriah Heep и Black Sabbath и в глазах критиков «майские» проигрывали. Но – критики – критиками, а время все расставляет на свои места. Трио, играющие тяжелый гитарный рок (блюз-рок) принято сравнивать с Led Zeppelin или Cream или еще там всяко-разно, да я и сам этим грешу. Но если вспомнить, что отправной точкой тяжелого гитарного блюз-рока были не Led Zeppelin и не Cream, а масса лондонских групп, играющих по клубам такую музыку от Джона Мэйолла до Savoy Brown и Aynsley Dunbar Retaliation, то понятие «отправной точки» сильно смещается. Не было никаких отправных точек, было энное количество групп, на которых, в том числе, росли и Led Zeppelin и все остальные титаны – они ходили на одни и те же концерты, слушали одни и те же группы и играли, в общем, так же – но каждая группа в силу своих устремлений и понимания музыки, в силу таланта и амбиций. Я здесь не собираюсь утверждать, что May Blitz – гениальная группа, несправедливо забытая. Во-первых, я бы не назвал ее гениальной, она просто очень и очень хороша. И про то, что она забыта – это тоже напрасно. Никто не забыт и ничто не забыто. Пластинки «майских» переиздаются и люди их слушают – а это главное. И соло Джинни Блэка в Smoking The Day так великолепно, что тут же продает всю пластинку – только ради эти восьми минут стального звука гитары, безупречно сыгранной партии и дьявольской импровизации в середине стоит иметь этот альбом, держать его на видном месте и никогда про него не забывать. Это британский тяжелый блюз-рок конца 60-х самой высшей пробы. Это дыхание клубов Лондона, атмосфера, которую создавали толпы тинейджеров в очках и свитерах, с длинными волосами, девчонок, «зависших» на тяжелом блюзе и самых продвинутых любителей музыки того времени. Конец эпохи «свингующего Лондона», начало шествия хард-рока – а May Blitz – дверь из эры хиппи в десятилетие прогрессива и харда. Группа заметно отличалась от блюзовых британских команд – клон в сторону этих самых харда и прогрессива, но с сохранение блюзовой общей палитры – и это было (и есть) очень круто. Плюс великолепная техника музыкантов, хоть и длинные, наполненные импровизациями, но внятные и интересные песни. I Don’t Know? – c ритмическими и гармоническими сбивками, проигрышем, начинающимся с баса-баранов и подключением едкой гитары Блэка, которая начинает не просто петь, а орать и хрипеть – под идеально работающую ритм-секцию (ударник Тони Ньюман отметился потом и в пластинках Боуи – и еще целого сонма артистов). Dreaming – начинающаяся под раскаты томов – воздушная, но явно предгрозовая – и гроза разражается – страшными криками, молотящей ритм-секцией и чешущей как в последний раз гитарой.
А какая очаровательная обложка у пластинки. Одна из лучших, на мой вкус. Сразу видно, что музыка под обложкой будет серьезная. Но – к музыке, возвращаясь – прекрасный гитарист Блэк – в первую очередь – и отлаженная, крутая ритм-секция демонстрируют здесь ту самую свободу творчества, о которой все так много говорят, но никто ей почему-то не пользуется. Другое дело, что в Англии того времени было модно играть длинные композиции с гитарными импровизациями, но в Америке конца 70-х это было не модно, а Television играли – и ничего. Так вот, и «майские» в полный рост пользуются этой свободой – соло и в Squeet – чистым звуком – не прячась ни за фасс, ни за вау – Блэк играет тем же приемом, что и в первой песне - гитарным дуэтом, увеличивая темп, ведя диалог сам с собой – и со слушателем. Синхрон гитарных аккордов с брейками малого барабана бодрит – сыгран настолько точно, что хочется подпрыгнуть – но точность здесь не механическая, свинговая, такая, что заставляет улыбнуться от кайфа крутейшей ансамблевой игры и взаимопонимания музыкантов. После похожего на Uriah Heep в его лучших проявлениях (кто на кого похож еще большой вопрос) медляка Tomorrow May Come – утраченное современными «рок-музыкантами» барабанное соло и адский гитарный чес, которому позавидовал бы и Дэвид Бирн (черных музыкантов я не привожу в пример, так как они все равно круче) – Fire Queen. Об этой песне можно написать, что это самая дикая, бешеная и яростная песня английского рока по сей день. Ничего безумней я еще не слышал. И финал – Virgin Waters – и солирующих ударных в достатке, и психеделическая гитара, шепот, пространство, напряжение, угроза, смена темпа, ощущение свободы, нескованности авторов договорными обязательствами, незашоренности штампами – и снова приход грозы, краем прошедшей в начале и сейчас грохнувшей уже во всю мощь. Первый May Blitz – отличный, совершенно классический, умный и яркий рок-альбом. Музыка Англии 1970 года, та основа, почва, на которой выросли всеми любимые группы, насочинявшие хитов и дерущие нос так, как будто они все это сами придумали.