Найти в Дзене
Kinoryba

Jethro Tull – Stand Up (1969).

Мне казалось, что я знаю эту пластинку наизусть, но когда начал писать эту заметку, поставил диск на проигрыватель. И прослушал два раза подряд, убедившись еще раз в том, что это подлинный шедевр. Игра группы записана идеально, звук правильный и выстроенный, что в него уходишь сразу – и отключаешься от всего окружающего – настолько он – настолько он музыкален, настолько чистый и живой, Музыканты играют безупречно во всех смыслах – и по технике исполнения и в смысле идеологии записи. Великолепные песни – впрочем, достаточно превосходных эпитетов, просто это действительно одна из лучших пластинок Jethro Tull и лучших образцов прогрессивной рок-музыки. Ну, опят-таки, по моему мнению. Правда, и Ян Андерсон превозносил этот альбом в одном из своих интервью, но когда я влюбился в этот альбом я это интервью еще не читал.

В этой пластинке есть жизнь. Это не просто – «Пришло время записать новый альбом и мы его записали». Хотя – и так было, и время пришло. И это не просто – «Давайте сделаем что-нибудь такое, чтобы удивить всех». Хотя и такие мысли есть у любого музыканта, правда, последнее время мысли другие – «Давайте сделаем как все, чтобы нас, как всех, поставили на радио». И нет здесь специального тяжелого изобретательства, нет дидактичности в высказываниях – и в музыкальных («вот как я умею») и в текстовых («я тут самый умный и я научу вас, как правильно жить»). Нет натужных изменений стиля и следования за музыкальной модой. Нет и самолюбования – «Я пишу для себя, кто не понял моих экспериментов, тот тупой». Ест просто та красота, которая заложена в музыке и которую на этом альбоме удалось вытащить, не потянув за ней всю шелуху – продюсирование, придумывание, просчеты, прогнозы и так далее. Здесь просто красота и сложность музыки, красота, которая радует и сложность, которая не дает замереть сознанию. Это радость жизни и радость познания – вот что такое Stand Up.

Тяжелый блюз, английский фолк, рок, кусочки из классики уведенные в джаз, замечательный калейдоскоп музык (простите) разных времен, нардов и настроений. И команда (квартет в ту пору) – собрание индивидауальностей, а не просто опытные музыканты, играющие написанный материал. И эти индивидуальности читаются и вместе составляют отличную музыкальную картину – каждый живет своей жизнью, но играем все одну песню. Это тое не часто встречается.

Один из самых тяжелых блюзов, которые я только слышал – A New Day Yesterday. Мрачная штука, сравнимая с Led Zeppelin, только как-то поосновательней, что ли. И более «разыгранная» в инструментах. Не лучше, нет – и не хуже. Просто другой подход. И сразу следом – фолк с двумя электрическими гитарами, очень живописный и живой – Jeffrey Goes A Leicester Square, а за ним – Бах в псевдождазовой обработке, классический сольный номер Андерсона – Bouree. Партия баса заслуживает столько же похвал, сколько флейта Андерсона, чистая полифония, наконец бас выходит в соло – очень естественное, неотшлифованное, но – настоящее. И вместе – из пасторали – вразнос, в крик, задушенный флейтой. И прорвавшийся сквозь нее. Удивительное пение Андерсона в Back To TheFamily, драматичной пьесе из нескольких частей, мини-опере для одного солиста, предвестнице концептуальных альбомов, вибрирующая Look Into The Sun – уверенная, без претензий, но очень внятная, законченная и очень музыкальная баллада.

Nothing Is Easy – свинговая, несущаяся без остановок баллада в быстром темпе, с перекличкой флейты и гитары, с хард-роковой вставкой Мартина Барра, с блюзовым риффом, органично встроенным в балладную (и не узнать, что баллада!) структуру. И Барр играет блюз уж никак не хуже уволенного Абрахамса (пусть простит меня прекрасный гитарист) – но и не в этом дело. Мартин органичен в группе, он идеальный кусочек паззла Jethro Tull, а не отдельный музыкант. При этом – свой характер он имеет и демонстрирует его в музыке. Баллада заканчивается классическим тяжелым роком. Ну, так бывает. Да еще и не так бывает. Фолк Fat Man звучит как тяжелый рок без перегруженных электрических инструментов, а перкуссия вполне заменяет полную ударную установку. Загадочная, вязкая и тяжелая We Used To Know по гармонии похожая на Hotel California выплывает из тишины, разгоняется и приобретает почти симфоническую мощь оставаясь в инструментарии рок-группы. Неистовое флейтовое соло, гитара Барра с вау-педалью, отличный, драйвовый бас Глена Корника и качающие барабаны Корника – затягивающая, «болотная» (swamp) музыка, при этом какая-то духподъемная, всегда становится жалко, что она так быстро заканчивается. После блюза и фолка – неожиданно оркестровая Reasons ForWaiting – предвестник того, что будет делать группа следующие десятилетия. И еще один чисто британский тяжелый блюз For A Thousand Mothers – блюз, «заевропееный» до почти неузнаваемости, но блюзом остающийся. Голос Андерсона утоплен в миксе, но отлично читается – все сделано, смикшировано очень тонко, очень осмысленно. И после восходящих гитарных фраз Барра – фальш-финала – праздничные, торжественные староанглийские мелодии, снова съезжающие в начальный блюз – это не финал, это перелистывание страницы. Дальше будет еще – как обещано. Будет и круче, и богаче, и жестче, но Stand Up – это откровение. Очень честное и невероятно человечное.