Найти в Дзене
РЕПРОДУКТОР Москва

Блеск неоновых огней на русском благородном газе отменяется

Тема т.н. природного газа (метана) давно стала одной из самых обсуждаемых в связи с противостоянием РФ и "коллективного запада". В этом ряду находятся как подзабытый уже несостоявшийся проект "Южный поток", так и совсем недавние события с "Северным потоком-2" и требование России оплачивать поставки рублями.

Часть членов Евросоюза с криками "никогда и ни за что!" всё же перешла на новую схему. Оставшаяся часть с теми же криками вступила в секту свидетелей американского СПГ и уже осталась без русского топлива. Однако, речь сегодня пойдет не про метан, а про благородные газы. Именно на их экспорт с 01 июня 2022 года правительство РФ наложило ограничения.

Скриншот Официального интернет-портала правовой информации РФ
Скриншот Официального интернет-портала правовой информации РФ

Благородными или инертными газами принято называть химические элементы 18-й группы периодической системы Д.М.Менделеева: гелий, неон, криптон, ксенон, аргон и совсем недавно открытый Оганесон (Og).

Кстати, элемент Оганесон, названный в честь отечественного профессора Юрия Оганесяна, стал четвертым в истории элементом, который получил имя ученого при его жизни. Первые три были названы в честь Алберта Эйнштейна, Энрико Ферми и американского ученого Глена Сиборга. Любопытно, что Сиборгий (Sg) на самом деле впервые открыт в Дубне в начале 1974 года советскими академиками Геннадием Флеровым и тем же Юрием Оганесяном и зарегистрирован 11.07.1974 в Государственном реестре изобретений СССР. Американскими физиками элемент №106 был получен только в сентябре, а результаты опубликованы в декабре 1974 года. Однако, Междунаро́дный сою́з теорети́ческой и прикладно́й хи́мии ( МСТПХ; ИЮПАК, International Union of Pure and Applied Chemistry, UPAC) после многолетнего рассмотрения отклонил советскую, а потом российскую заявки на регистрацию нового элемента, который предлагалось назвать в честь уважаемого британского коллеги "Резерфордием". Первенство в итоге в 1997 году признали за американцами и название этот новый элемент получил "Сиборгий".

-3

Между прочим, в том же 1997 году физик Эрнест Резерфорд всё же удостоился присвоения своего имени химическому элементу. Наши западные "партнеры" ничтоже сумняшеся переименовали в "Резерфордий" элемент №104, который был синтезирован советскими учеными в той же Дубне в 1964 и все эти годы носил название "Курчатовий" (Ku).

Коллаж: "РЕПРОДУКТОР Москва"
Коллаж: "РЕПРОДУКТОР Москва"

Но вернемся к более практически важному элементу №10 - неону. У большинства людей он ассоциируется с рекламными вывесками, некогда сверкавшими в почти во всех городах мира.

Иллюстрация: Яндекс.Картинки
Иллюстрация: Яндекс.Картинки

Это действительно было основной ролью неона с момента изобретения французом Жоржем Клодом газоразрядной неоновой лампы в 1910 году. Так продолжалось несколько десятилетий, пока на смену дорогим и не очень надежным неоновым вывескам не пришли более современные.

Однако, со временем неону нашлось более важное применение: он стал использоваться, как рабочее тело в гелий-неоновых лазерах, в производстве микросхем. Не секрет, что без какой-нибудь микросхемы сейчас может обойтись только классический медный самовар из Тулы, а все остальные даже бытовые приборы что-то электронное в своем составе имеют. Про более сложные машины и механизмы и говорить нечего.

Иллюстрация: Яндекс.Картинки
Иллюстрация: Яндекс.Картинки

Основными поставщиками инертных газов до недавнего времени была Россия и наш юго-западный сосед. Производство этих газов в Мариуполе и Одессе по известным причинам сейчас остановлено и возобновится не завтра. Россия покрывала около 30% мировых потребностей. Мощности соседей, которые им достались ещё от СССР, по некоторым оценкам обеспечивали более 50% мирового рынка, а на рынке США - 90%. При этом заметная часть этого объема - это переработка газов из России.

Цены на инертные газы с 2014 года неоднократно делали скачки и каждый раз этот рост мерялся сотнями процентов. Только с декабря 2021 года подорожание составило 500%

В основном благородные газы являются побочным продуктом металлургической отрасли. Однако, нужно иметь ввиду, что очень важным критерием является чистота этого продукции. Попадание в неё примесей грозит не только браком в конечных изделиях, но и выходом из строя дорогостоящего оборудования для производства микросхем. Российским производителям удалось достичь чистоты 99,9999%.

Быстро создать где-то новое производство инертных газов не получится: кроме того, что стоимость только одной такой газоделительной установки составляет порядка 150 млн. долларов, она является т.н. именниковым оборудованием, т.е. изготавливается по специальному заказу и индивидуальным техническим условиям. Все это меряется несколькими полугодиями и даже годами. А российское правительство пока ограничило экспорт только до конца 2022 года. Не всякий инвестор отважится в таких условиях ввязываться в подобную авантюру.

Здание крупнейшего в мире производителя микросхем Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. Фото из открытых источников.
Здание крупнейшего в мире производителя микросхем Taiwan Semiconductor Manufacturing Company. Фото из открытых источников.

При пессимистичном развитии событий ситуация с благородными газами, которые сами по себе не имеют ни вкуса, ни цвета, ни запаха, может для всей мировой экономики получить сильный запах жареного. Эффект может быть ничуть не меньший, чем пляски вокруг т.н. "природного газа" -метана. Он, кстати, тоже собственного запаха не имеет, вопреки массовому заблуждению.

-8

А теперь, друзья, не стесняйтесь ставить "лайки" и оставлять толковые комментарии. Подписывайтесь на этот новый канал, т.к. часть материалов доступна только подписчикам. Отдельная благодарность разместившим ссылку на эту статью в соцсетях.