Признаюсь, меня несколько изумили рекомендации смотреть фильм «Абатуар. Лабиринт страха» (2015) лишь до середины. Я ошибочно полагал, что в финале будет нечто ужасное, а потому заботились о моих нервах. На самом деле это было намерение сохранить хорошее впечатление о проекте в целом.
Это подобно тому, как вовремя оборвать мистический сериал. Пусть даже оставив его незавершенным и не дав очевидных ответов на вопросы, мучающих многих. За примерами ходить далеко не надо. Сверни «Лост» («Остаться в живых») после третьего сезона, он сохранился бы в истории кино и телевидения как один из самых великих и загадочных фильмов. А так одно разочарование и ничего более.
Хотя «Абатуар» начинался настолько интригующе, что хотелось даже прыгать от восторга, ибо известный как создатель франшизы «Пила» и ультра-сумрачного мюзикла «Генетическая опера» Дарре Линн Боусман вновь исследовал пределы тонкой грани, что неявно разделят между собой нуар и хоррор.
Да и сама сюжетная завязка была в высшей мере шикарной. Некая весьма деятельная журналистка исследует серию воистину противоестественных происшествий: некто «забирает» в неизвестном направлении комнаты различных зданий, в которых свершились редкостные злодейства.
Не то чтобы стирает их из памяти людей, не нивелирует с прилегающими стенами, а грубым образом вырывает из реальности. Если угодно, вырубает или выпиливает. В итоге подразумевается не просто ненормальный, а инфернальный коллекционер, который подобно Людовику Баварскому возводит из разных элементов тёмный «Лебединый замок».
В этой части были сконцентрированы наиболее удачные сюжетные находки мрачного кино. Пугающий город, из коего нет выхода («В пасти безумия»). Опять же попасть в него можно лишь через символический тоннель. Местечко, которое оказалось повержено в тёмный культ, дабы преодолеть свалившиеся на него несчастья («Дагон»).
Нельзя не отметить, что проклятый городок называется «Нью Инглиш», то есть Новая Англия - территория, где происходит действие большей части произведений Стивена Кинга. Хотя тема ритуального жертвоприношения детей больше напоминает «Жатву», случавшуюся в южных штатах.
Всё это приправлено загадочными моментами, подобающими «Секретным материалам», как то: серийность преступлений, «наследуемая» сквозь десятилетия или всякого рода старые кинопленки, запечатлевшие «страшное начало». И вдруг, чуть за середину фильма сюжет дает серьезный сбой…
Такое ощущение, что действующие лица, пусть и находящиеся по разные стороны «мистических баррикад», окончательно утратили любое признаки осмысленности. Например, главным героям, которые в силу своих профессий (журналистка и полицейский) должны были быть персонажами сообразительными, полностью отказывает чутье. И они остаются ночевать в непонятном доме посреди города, под самую завязку набитом убийцам и сектантами.
Они даже не делают попытку сбежать, дабы вернуться с подкреплением, когда предоставляется такая возможность, но с фанатизмом лунатиков направляются постигать самые страшные тайны.
Местные злодеи тоже странноватые. Во-первых, не очень понятно, откуда взялась собачья преданность предводителю культа, если тот толком ничего не пообещал. Во-вторых, нет ясности в отношении чужаков. Тут надо выбирать: или завершать ритуал, или вам здесь не место. Если гоните из города, то зачем конфисковали автомобиль?
В итоге хвалим этот фильм лишь за новое понимание проблемы «тёмного пространства». Оное сборное и непостоянное, что можно воспринимать как вольную интерпретацию «Куба», хотя в данном случае было бы правильнее говорить об инфернальном «Кубике Рубика»