До восемнадцатого века детство часто считалось просто стадией слабости и незрелости, которую нужно пройти как можно быстрее.
Соответственно, современное ориентированное на ребенка образование имеет тенденцию прослеживать свое происхождение только от романтического движения и, в частности, от Жан-Жака Руссо (ум. 1778). Сам Руссо - не великий педагог, но значительное влияние на педагогическую мысль оказал его роман "Эмиль" – верили в природную доброту и ценность ребенка, хотели, чтобы образование приспосабливалось к каждой новой стадии развития, и придавали большое значение важности активности ребенка или его активного участия в процессе.
Мы можем проследить его влияние через нескольких самых известных педагогов последующих столетий, хотя мы также можем видеть со всех сторон плохие плоды образовательного подхода, который был настолько сосредоточен исключительно на ребенке, что традиция западной цивилизации начала рушиться. и потеряться. Давайте рассмотрим некоторые репрезентативные цифры и то, что можно извлечь из них.
Фридрих Фребель
Спустя столетие после Руссо Фридрих Фрёбель (ум. 1852) наиболее известен своим детским садом , который был задуман как центр интерактивного образовательного процесса, основанного на деятельности маленького ребенка. Для Фребеля «игра» — типичная форма жизни в детстве, а игра — ключ к воспитанию, способный заложить прочные основы взрослой личности. Однажды он сказал, что «Игра является высшим выражением человеческого развития в детстве, ибо только она является свободным выражением того, что есть в душе ребенка». Дети в детском садуобычно учился с помощью песен, танцев, садоводства и использования блоков и игрушек с геометрическими и другими узорами, известных как «Подарки» Фребеля. Они представляют собой основные строительные блоки вселенной и симметрию собственной души ребенка.
Образовательный институт Фребеля перечисляет основные элементы подхода Фребеля следующим образом. Их влияние на большую часть современной образовательной практики очевидно.
1. Принципы включают:
• признание уникальности способностей и потенциала каждого ребенка
• целостный взгляд на развитие каждого ребенка • признание важности игры как центрального интегрирующего элемента в развитии и обучении
ребенка • экологический взгляд на человечество в естественной среде мир • признание целостности детства как такового • признание ребенка частью семьи и сообщества.
2. Педагогика включает
• знающих и имеющих соответствующую квалификацию специалистов по работе с детьми младшего возраста
• квалифицированное и осознанное наблюдение за детьми, чтобы способствовать эффективному развитию, обучению и
обучению
• осознание того, что образование касается всех способностей каждого ребенка: воображаемых, творческих,
символических, лингвистических, математических, музыкальное, эстетическое, научное, физическое, социальное,
моральное, культурное и духовное
• родители/опекуны и педагоги работают в гармонии и партнерстве
• личный опыт, игра, разговоры и размышления
• действия и опыт, которые имеют смысл, цель и значение для ребенка и включают в себя
радость, удивление, концентрацию, единство и удовлетворение
• целостный подход к обучению, который признает детей активными, чувствующими и думающими человеческими
существами, способными видеть закономерности и устанавливать связи
• поощрение, а не наказание
• индивидуальная и совместная деятельность и игра
• подход к обучению, который развивает у детей самостоятельность и уверенность в себе.
Дон Боско
В то время как Руссо был вольнодумцем, а Фрёбель лютеранского происхождения, Дон Боско (ум. 1888) был священником и стал католическим святым. В чем-то его подход был похож на их подход, но в то же время и отличался. Очень любя детей, он больше, чем Руссо, заботился об их хрупкости и нравственной опасности, а его воспитательная философия была направлена на то, чтобы произвести «хороших христиан и честных граждан» — хороших граждан на земле, чтобы стать хорошими гражданами на небе. Природа и благодать не противопоставляются, а взаимопроникают ради конечной цели, которую можно было бы назвать сверхъестественным исполнением естественного. Поэтому образование должно служить сверхъестественному достоинству и судьбе ребенка, позволяя ему расцвести в социальном измерении.
Боско отказался от репрессивного подхода к образованию в пользу превентивного подхода, основанного на дружбе, обращенного непосредственно к сердцу и к врожденному стремлению к Богу («разум, религия и любящая доброта» были одной из формулировок, «жизнерадостность, учеба и благочестие»). " еще один). Его педагогика использовала музыку, театр, комедию, прогулки и экскурсии. Хотя этот подход по-прежнему «ориентирован на ребенка», он возлагает большую ответственность на личность воспитателя, поскольку ожидается, что молодой человек не будет естественным образом процветать в этом мире без отношений, которые предполагают личное внимание и искреннюю любовь. Но в этом контексте, если такие отношения могут быть установлены, благодать может течь, и развитие разума, воображения, сопереживания и совести происходит гораздо безопаснее. Это своего рода партнерство.
Рудольф Штайнер
Другой великой фигурой в области образования, ориентированного на ребенка, является Рудольф Штайнер (ум. 1925), основатель школы духовной философии под названием Антропософия и вдохновитель около 1000 вальдорфских школ по всему миру. Школы начались в 1919 году, когда Штайнеру было предложено создать школу для детей рабочих сигаретной фабрики Waldorf-Astoria на основе идей, изложенных в его книге 1909 года «Воспитание ребенка».. Штайнер верил в необходимость обучения с учетом духовных, а также эмоциональных, культурных и физических потребностей детей и считал, что они проходят ряд стадий развития, соответствующих эволюции самого человеческого сознания. Абстрактное и концептуальное мышление развивается поздно, примерно к 14 годам, поэтому ранние годы больше сосредоточены на искусстве, воображении и чувстве. Субъекты, как правило, представлены в образной форме, обычно с использованием музыки, ритма, рутины и повторения (воздействие телевизора и компьютеров сведено к минимуму). Система основана на прочных отношениях с классным руководителем, который обычно остается с одними и теми же детьми в возрасте от 7 до 14 лет. До этого дети посещают детский сад .где игра под руководством ребенка чередуется с деятельностью под руководством учителя в тщательно структурированной среде. Учебная программа старшей школы способствует независимому мышлению и преподается учителями-специалистами.
Вальдорфские школы управляются коллегиально, а не директором, и оценка проводится учителями путем наблюдения за детьми, находящимися на их попечении, а не путем формального экзамена. В начальной школе детям помогают составлять свои собственные учебники вручную, что подготавливает их к самостоятельному ведению записей на более позднем этапе. В целом, этот целостный подход, кажется, работает – дети счастливы и общительны, а академические стандарты часто оцениваются как более высокие, чем в обычных общеобразовательных школах.
Мария Монтессори
Итальянский врач Мария Монтессори (ум. 1952) развила свои идеи примерно в то же время, что и Штайнер: к 1907 году она действительно думала, что открыла истинную «нормальную» природу ребенка, работая с инвалидами, и ее работа впоследствии заключалась в создании среды, в которой дети (особенно маленькие дети в возрасте до 6 лет) могли бы направлять и продолжать собственное обучение. Нормализация ребенка происходила через состояние глубокого сосредоточения, вызванного какой-либо задачей по собственному выбору ребенка. Младший ребенок обладает огромной способностью усваивать опыт и понятия, которые становятся основой личности более позднего возраста, и особой чувствительностью к музыке, хотя абстрактное мышление развивается лишь позже. Учебный план в типичной Монтессори-школе или игровой группе заранее не установлен.
Можно привести и другие примеры ориентированной на ребенка педагогики, но основной принцип ясен. Наблюдая за детьми с любовным вниманием, каждый из этих педагогов пришел к определенным выводам о характере ребенка и этапах развития, которые необходимо учитывать.
Каждая из них пыталась создать среду, в которой естественный вопрос ребенка о красоте, добре и истине мог быть удовлетворен и облегчен. Конечно, есть много различий в точном описании стадий, но грубая схема в каждом случае одинакова.
Основой хорошего образования является определенное доверие к самомотивации ребенка в сочетании с о
порой на творчество, отзывчивость и любовь учителя, который задает условия для среды обучения и позволяет ребенку развиваться.