Медные монетные платы Швеции - один из интереснейших примеров в нумизматике. Они были созданы для нужд растущей страны и благодаря наличию огромных запасов меди. Швеция, достигшая в начале 17 века своего расцвета в качестве новой великой державы в Европе, одновременно с этим располагала крупнейшими и самыми многочисленными медными рудниками, известными в то время.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМ
Монетные платы - это термин, используемый для описания чрезвычайно больших медных монет, которые чеканились в Швеции в 17-18 веках. Использование медных монет началось во время правления короля Густава II Адольфа (время правления 1611 - 1632). Медный рудник в городе Фалуне в те времена производил около 2/3 мировой меди в Европе.
Медь требовалась для производства бронзы, из которой в те времена делались пушки и мушкеты. Богатые месторождения Швеции в значительной степени способствовали тому, что эта страна стала доминирующей державой в Северной Европе особенно в военном деле. С другой стороны, в Швеции не хватало серебра – главного эквивалента денег того времени.
Поэтому шведский король Густав II Адольф столкнулся с вопросом, как получить как можно больше серебра в обмен на свою медь. Купцы в Амстердаме, где Швеция продавала медь, платили меньше денег, чем больше этого металла туда отправляли. Цена, как пояснили советники короля, вырастет, если количество поставляемой меди уменьшится. Швеция контролирует рынок, легко будет искусственно создать дефицит. Но с другой стороны, это означало бы, что в течение периода времени, когда уменьшались поставки меди, поступление серебра также уменьшалось, что привело к перебоям в снабжении Швеции серебряными монетами.
Самое простое решение казалось очевидным: почему бы не использовать медь, которая до этого отправлялась в Амстердам, в качестве основного материала для производства монет? Поэтому чеканка и использование медных монет стало попыткой контролировать цены на медь в пользу Швеции.
Таким образом, в 1624 году началась первая чеканка медных монет. Вес этих монет был сбалансирован таким образом, чтобы стоимость металла соответствовала его номиналу. В результате в 1625 году уже 26% годового производства меди использовалось для производства монет. В результате Шведское правительство выпустило огромное количество медных денег.
Клиппа - (от швед. Klippe - резать ножницами) - монета, вырезанная на прямоугольной медной монетной пластине.
Фюрк (Fyrk) — название шведской разменной денежной единицы XVI—XVII веков, начиная с 1624 года их чеканили из меди весом 7—12 грамм.
В теории это должно было уменьшить количество меди, доступной для экспорта, и, следовательно, подняло бы рыночные цены на этот металл. Однако на практике это редко срабатывало. Слишком часто Швеция обнаруживала, что не может требовать никакой надбавки за свою медь, несмотря на свои огромные резервы. И всякий раз, когда цены на медь падали на международном рынке, те, кто находится в нижней части шведского общества, становился еще беднее.
Соотношение стоимости серебра к меди было первоначально установлено на уровне 2 : 1, но в 1643 году было скорректировано до 2,5 : 1 из-за экономического эффекта от насыщения рынка медными монетными платами. В 1665 году соотношение было зафиксировано на уровне 3 : 1, которое оставалось официальным соотношением до тех пор, пока не было прекращено использование меди в качестве товарных денег (Законом от 27 ноября 1776 года).
В 1643 году были отчеканены самые большие медные монетные платы достоинством в 10 далеров (1 далер = 96 эре в то время). Эти пластины были размером примерно 33 на 68 сантиметров и весили 19,72 кг. Сегодня эти огромные медные платы очень редки, и их можно увидеть только в музеях.
Закон о чеканке монет 1649 года предусматривал чеканку монетных плат достоинством в 1, 2, 4 и 8 далеров. Денежная плата 8 далеров весила 14,6 килограмма, а ее размеры были 34 х 62,5 см.
После 1684 года начали чеканить номиналы: 1/2, 1, 2 и 4 далера. Содержание металла снижалось с течением времени, так что 1 медный далер весил 1,58 кг в 1660 году, а к 1715 году вес снизился до 0,77 кг.
Изготовление медных плат осуществлялось довольно примитивным образом. Сначала расплавленную медь выливали из плавильного тигеля и давали медленно остыть. Потом металл, еще достаточно теплый, расплющивали молотками в прямоугольный лист, размеры которого менялись в зависимости от производимого номинала.
Полученные листы повторно нагревали и проковывали еще несколько раз, а затем перемещали в цех резки. Там их разрезали на прямоугольники стандартного размера в зависимости от маркируемого достоинства. После обрезки до однородного веса пластины перемещали в штамповочную комнату, где их снова нагревали, а затем каждую помещали на наковальню, где маркировали центр соответствующим номиналом.
Затем пластины помещали под водяной или приводимый в действие человеком молот, где один рабочий держал их над наковальней, а другой удерживал заготовку для надчеканки углов, и когда молот падал, пластины вращали до тех пор, пока не были отчеканены штампы на всех 4 углах. Затем монетные платы отправлялись в хранилище.
Большинству людей трудно представить себе использование таких монет в торговле. Иллюстрации той эпохи изображают горожан, которые несут мешки с медными пластинами за спиной или тащат на санях груз медных плат. Датский купец в Швеции так описывал их использование: «Многие люди несут свои деньги, обмотав веревкой на спине, другие кладут их себе на голову, а в случае больших сумм перевозят на телеге». Одним из самых сильных препятствий была стоимость транспортировки налоговых поступлений.
Это неудобство стало катализатором создания первых в мире банкнот. 16 декабря 1656 году королевским указом был создан «Stockholms Banco», куда можно было сдавать тяжелые монетные платы в обмен на бумажные сертификаты. Эти бумажные деньги были инструментом, который можно было использовать в торговле, и при необходимости обменивать обратно на медные деньги в банке при предъявлении бумажного сертификата.
Королевский указ предусматривал, что половина чистой прибыли банка будет поступать в пользу короны, а другая половина должна быть разделена поровну между городом Стокгольмом и компанией «Palmstruch» Йохана Палмструха, основателя и управляющего «Stockholms Banco». Устав предусматривал, что банк будет открыт каждый будний день. В новом указе от 30 июня 1657 г. король оставил за собой право назначать банковских комиссаров (управляющих). Фактически Банк Стокгольма был первым государственным банком.
Банкноты быстро стали популярными, поскольку они были более удобными, чем тяжелые и громоздкие деньги из меди. В последующие годы банк печатал все больше и больше банкнот. Это привело к их падению в цене - явлению, которое мы теперь знаем как инфляция. Доверие широкой публики было окончательно потеряно, и многие люди потребовали выкупить обратно свои банкноты и вернуть их медные деньги. Но у «Stockholms Banco» не было достаточно монет, и поэтому он начал требовать возврата выданных им кредитов. Это закончилось банкротством банка, а многие люди столкнулись с финансовыми проблемами.
Совет Королевства - правительство того времени - постановил в 1664 году, что ссуды будут возвращены, а кредитные билеты будут отозваны. Первый управляющий банка Йохан Пальмструх предстал перед Апелляционным судом и был приговорен к смертной казни за ненадлежащее управление банком в 1668 году. Он получил отсрочку приговора, но оставался в тюрьме до 1670 года, где и умер.
Демонетизация медных пластинчатых денег в 1776 году в основном обесценила монетные платы до цены металла. Большая часть этих монет впоследствии была изъята из обращения и продана на металлолом. Они использовались в качестве балласта, поэтому их загружали глубоко в трюмы кораблей, направлявшихся на Дальний Восток, где их продавали как металл торговцам из Азии.
Изготовление медных плат в России.
Вследствие длительных войн со Швецией в конце 17 века российский император Петр Великий осуществил одну из первых комплексных перестроек в экономике и промышленности России. Одним из самых важных изменений стало резкое увеличение добычи металла в Уральских горах. Включенные в состав Российской империи в конце 16 века Уральские горы оказались экономическим благом для государства благодаря своим огромным запасам полезных ископаемых. Только на Урале с 1690 по 1762 год количество металлообрабатывающих предприятий (как по чугуну, так и по меди) увеличилось почти вдвое. Два крупнейших центра металлообработки - в Невьянске и Екатеринбурге - были построены в 1699 и 1723 годах соответственно.
В результате у России появилась медь, необходимая для чеканки своих монет. Для перенятия Шведского опыта в 1724 году Петр Великий послал в Швецию чиновника Василия Татищева, чтобы тот ознакомился с принципами шведской денежной системы, основанной на чеканке медной монеты. В итоге процесс изготовления медных монетных плат полностью заимствовали у шведов. К сожалению, Петр I не смог при жизни воплотить эту идею, а указ о выпуске медной монеты подписала в 1725 году уже Екатерина I. Тогда горные заводы г. Екатеринбурга, работавшие по шведскому типу, приступили к изготовлению новых монет из меди. На основе докладов Татищева 18 июня 1725 года был выпущен Сенатский Указ, утверждённый Екатериной I, в котором было «велено на Сибирских казённых заводах делать из красной чистой меди платы и клеймить в середину цену, а на каждом углу герб, а именно: рублёвые, полтинные, полуполтинные и гривенные». Российские платы имели вес: медный рубль 1725–1726 гг. весил 1,64 кг (1/10 пуда), полтина – 0,82 кг, полуполтина – 0,41 кг.
В 1726 году медных плат было выпущено на сумму 38.771 рубль 26 копеек общим весом в 3877 пудов (63.582,8 кг). Однако Татищев выяснил, что «голландские купцы приспособились копить шведские платы и вывозить их к себе для металлургических нужд. И если вывоз обычных медных слитков облагался пошлинами, то платы являлись деньгами, а не просто металлом, и их можно было вывозить в Голландию беспрепятственно в любых количествах. Эти действия снижали стоимость меди и делали бессмысленными затраты на чеканку самих плат». Именным указом от 31 декабря 1726 года Екатерина I прекратила «делание плат». Медные платы были изъяты из обращения, выкуплены за серебро, и через полгода в казну вернулось свыше 1300 пудов меди (21.320 кг).
Сергей Фирсов, "Золотой червонец" № 58(1)