Какая книга сейчас нужна городу? Та, которая уже есть.
Если вы хотите коротко и доступно прочитать историю города и планы его развития, то начните с этой книги: «Загорск. История города и его планировок» В. Балдина (1980 г.). Издание 1980 года, тираж 60000 экз. Посвящена 200-летию со дня присвоения Сергиевскому посаду статуса города.
- Во-первых, эта книга написана кратко и представлена в «карманном» формате.
- Во-вторых, её автор — архитектор, или, как сейчас бы сказали, урбанист (возможно, первый урбанист в нашем городе) — Виктор Балдин.
Ну а если у вас нет времени читать, я подготовил короткую выдержку. Потратив 10 минут, вы станете ещё большим амбассадором малой родины.
Про автора.
Виктор Иванович Балдин (1920 — 1997 гг.) окончил МАРХИ в 1941 году. Окончил МАРХИ в 1941 году. Ещё студентом, в 1938 году, участвовал в реставрации Троице-Сергиевой Лавры, и это стало делом всей его жизни.
С 1950 года В. Балдин продолжил работу по реставрации Лавры уже в качестве главного архитектора проекта Центральных научно-реставрационных мастерских Академии архитектуры СССР. На основе всестороннего обследования и изучения архивных материалов он выполнил историко-архитектурный анализ формирования ансамбля и разработал комплексный проект реставрации. Освобождение памятников от поздних наслоений в значительной мере вернуло им первоначальную красоту. Материалы исследований и результаты реставрационных работ вошли в ряд фундаментальных изданий и учебников по истории архитектуры.
Но пока посмотрите на обложку! Это фотография 1979 года показывает, как город готовился к Московской Олимпиаде-80. Ожидался большой приток туристов, к этому времени открылся ресторан «Золотое кольцо», увеличили ресторан «Север», обновили гостиницы и отремонтировали центральные дороги. Как обычно, выделю интересные детали. Самое заметное на панораме — это рыжий песок, ремонт дорожного покрытия на проспекте Красной Армии. Его приподняли примерно на метр и расширили. Появился подземный переход у Троице-Сергиевой Лавры.
Краткое содержание
Начиная со времён преподобного Сергия, основным общественным пространством был монастырь. При Петре I его политический статус возрос: город стал важным логистическим узлом на пути в Москву с севера и северо-востока.
После сильного пожара 1775 года началась перестройка монастыря. Теперь вблизи стен запрещалось возводить дома (поскольку они были деревянными). Появился первый план монастыря, включая его земли и постройки. Вся застройка приобрела системный характер — соблюдались красные линии и единые фасады.
В 1782 году Сергиевский посад получил официальный статус города как административно-территориальной единицы.
В 1792 году был разработан первый официальный проект перепланировки, создававший типичную градостроительную сетку: город делился на сектора с выровненной геометрией улиц. Однако митрополит Платон (Левшин) возражал против многих предлагаемых изменений, что в итоге привело к компромиссному решению.
В 1803 году появился обновлённый проект перепланировки. Согласно новым правилам, здания разрешалось строить исключительно по красным линиям улиц, а их фасады должны были соответствовать утверждённым эскизам. Однако, как отмечают источники: «Капитальное строительство в городе в основном вела только Лавра. Земли вокруг монастыря по-прежнему оставались в его фактическом распоряжении, и монастырские власти застраивали их по собственному усмотрению, не считаясь с генеральным планом».
В 1835 году был разработан усовершенствованный генеральный план, охватывающий бо́льшую часть городской территории. Основные положения плана включали:
- Передачу под жилую застройку значительных земельных участков Лавры, расположенных вблизи монастырских стен;
- Выделение Лавре новых земель в качестве компенсации;
- Создание административного центра в районе Вознесенской церкви;
- Ликвидацию всех торговых построек на Красногорской площади.
Однако на практике не все положения плана были реализованы в полном объёме.
В 1840 году в Московской губернии прошли масштабные перепланировки основных улиц, и в Сергиевском посаде появилась улица Московская (ныне проспект Красной Армии). Это определило границы Вознесенской площади, ставшей административным центром города.
С 1930-х начинается плановая реставрация всех значимых архитектурных объектов города.
В 1969 году специальным постановлением правительства за Загорском закрепляется статус туристического центра.
Проект Выборного
В 1971 году конкурс на разработку генерального плана развития города выиграл авторский коллектив под руководством архитектора Владимира Николаевича Выборного, который уже имел успешный опыт проектирования города-музея Суздаля. Новый генеральный план определял развитие города до 2000 года. В книге представлены уникальные перспективные эскизы, выполненные рукой архитектора.
Уже тогда, предвидя проблему автомобильных пробок в центре города, разработчики предусмотрели создание подземных и наземных перехватывающих парковок. Особенно важно (и сегодня незаслуженно забыто) положение о запрете высотного строительства в центральных кварталах - здания не должны были превышать высоту стен Лавры, согласно требованиям ЮНЕСКО. Также сохранялись все частные постройки вдоль проспекта Красной Армии вблизи монастырских стен. Многие другие предложения остались лишь на бумаге.
Трепетное отношение В.Н. Выборного к исторической застройке центральной части города выразилось в решении вынести основную туристическую инфраструктуру на улицу Вифанскую. Этот выбор был неслучаен: во-первых, он связан со строительством в 1970-х годах объездной дороги Ярославского шоссе. Въезд в город через село Глинково позволял разгрузить центр от транзитного транспорта. Во-вторых, вдоль Вифанских прудов планировалось создать архитектурные доминанты, сохранив при этом живописные берега, русла и запруды в первозданном виде, а также обустроить пешеходные маршруты вдоль реки.
По замыслу авторов, туристы должны были сначала попадать в специально оборудованный туристический центр, а затем самостоятельно выбирать маршруты для осмотра достопримечательностей - пешком или на общественном транспорте. Основные жилые массивы предполагалось размещать в направлении Москвы (Семхозское поле), что позволило бы развивать город вдоль железной дороги к югу. Такое решение имело бы множество преимуществ, в отличие от нынешней ситуации, когда активная застройка северных и северо-восточных микрорайонов создает чрезмерную нагрузку на транспортную инфраструктуру центра. Хотя полностью реализовать эти идеи сегодня уже невозможно, некоторые из них по-прежнему актуальны и частично воплощаются в жизнь.
Заранее прошу прощение за краткость, если я что-то не упомянул, то советую прочитать книгу, её легко можно купить в сервисах Авито и Озон. А вообще вся информация, касающаяся истории нашего города, - это фундамент нашего будущего. Спасибо за внимание)
-
Все книги про Сергиев Посад можно найти тут
-
P_S
Подписывайтесь на мой телеграмм канал, где я каждый день рассказываю о жизни Сергиева Посада и его историю. Всем дочитавшим низкий поклон. Прошу репостов, сердечек и комментариев, это благодарность за мой труд, и помогает публикации получить больший охват. А ещё я сделал бесплатную самостоятельную экскурсию, пользуйтесь. Или заказывайте другие экскурсии и подписывайтесь на мой ВК.