Найти в Дзене

Концептуальный миньон Давида Тухманова — менее известное продолжение альбома «По волне моей памяти»

В 1978 году в советские музыкальные магазины поступила маленькая пластинка. Лаконичная обложка, не типичная для релизов «Мелодии»: белый фон, цветок и подпись «Тухманов» в нижнем правом углу. Две песни с похожими названиями: «Памяти гитариста» и «Памяти поэта». За этой работой стоял композитор Давид Тухманов. Записав свой эпохальный арт-роковый альбом «По волне моей памяти» в 1976-м, спустя два года он выпустил своеобразный постскриптум в виде миньона. Это действительно продолжение шедевра. В записи принял участие тот же состав музыкантов из ВИА «Верные друзья». В качестве вокалиста блестяще выступил солист ВИА «Добры молодцы» Александр Евдокимов. И единый авторский замысел тоже прослеживается. «Памяти гитариста» Песня начинается с лёгкого синтезаторного мерцания и интригующей строки «Кафе называлось как странная птица, "Фламенго"» — и разрастается, заполняя собой пространство. Посвящение Джими Хендриксу на стихи Роберта Рождественского получилось по-настоящему мощным. Многочастная стр
Оглавление

В 1978 году в советские музыкальные магазины поступила маленькая пластинка. Лаконичная обложка, не типичная для релизов «Мелодии»: белый фон, цветок и подпись «Тухманов» в нижнем правом углу. Две песни с похожими названиями: «Памяти гитариста» и «Памяти поэта».

За этой работой стоял композитор Давид Тухманов. Записав свой эпохальный арт-роковый альбом «По волне моей памяти» в 1976-м, спустя два года он выпустил своеобразный постскриптум в виде миньона. Это действительно продолжение шедевра. В записи принял участие тот же состав музыкантов из ВИА «Верные друзья». В качестве вокалиста блестяще выступил солист ВИА «Добры молодцы» Александр Евдокимов. И единый авторский замысел тоже прослеживается.

«Памяти гитариста»

Песня начинается с лёгкого синтезаторного мерцания и интригующей строки «Кафе называлось как странная птица, "Фламенго"» — и разрастается, заполняя собой пространство. Посвящение Джими Хендриксу на стихи Роберта Рождественского получилось по-настоящему мощным. Многочастная структура, семь минут звучания, смены ритма и настроения, поэтическое богатство: это действительно была амбициозная работа!

«Гитара смеялась, со мной гитара говорила,
Четыре оркестра она бы смогла переспорить...»

Стихи Рождественского, возможно, были посвящены Виктору Харе — чилийскому поэту и певцу, убитому путчистами Пиночета выстрелом в голову в 1973 году на стадионе «Чили».

Виктор Хара / Джими Хендрикс
Виктор Хара / Джими Хендрикс

«Памяти поэта»

«Прощайте, поэт, прощайте,
К вам двери не отворить,
Уже ни стихом, ни сагою
Оттуда не возвратить».

Оборотная сторона пластинки ничуть не слабее первой. Шестиминутная баллада «Памяти поэта» — написанный Андреем Вознесенским реквием по Семёну Кирсанову, который умер от рака горла. Отсюда строка: «А было кровоточенье из горла, когда он пел». Здесь тоже есть ускорения ритма, неожиданные переходы от трагической торжественности к скоростному ритмическому водовороту, вокал Александра Евдокимова взмывает в небесную высь... И лихорадочный финал: «Невыплаканная флейта в красный легла футляр».

Семён Кирсанов
Семён Кирсанов

Тухмановский реквием, посвящённый Гитаристу и Поэту, не пользовался тем же успехом, что и альбом «По волне моей памяти». Для танцев песни не годились: они были слишком не похожи на привычные эстрадные шлягеры, погружали в мир сложных, трагичных образов и эмоций. Но пластинка осталась в истории в качестве одного из выдающихся релизов своего времени — и достижения уникального композитора.

-4

#музыка #ссср #история #культура #искусство