Всем доброго времени суток подписчики и гости моего канала!
Приближаются 10е лунные сутки (c 12:48 08.06.2022 по 14:10 09.06.2022), а затем и 14е (c 18:45 12.06.2022 по 20:24 13.06.2022). А это значит пришло время начинать вышивать Макошь. В этой статье я вам расскажу кто такая Макошь и о правилах вышивки оберега.
Славянская богиня земли Макошь
Макошь (Макошь, Мокошь, Мокоша, Мокуша) - одно из древнейших божеств славянского пантеона, мать всего живого, подательница земного изобилия. Она занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян и олицетворяла собой стихию земли — Мать сыру землю. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.
Само имя "Мокошь" или "Макошь" связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова "мокнуть", и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи - В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили, что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как "прядение".
По мнению известного исследователя Бориса Рыбакова, имя Макошь происходит от словосочетания "ма"- мать и "кош" - жребий. Такое словосочетание можно перевести как - Мать судьбы. В древности "кош" также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь - мать урожая.
Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь.
Впоследствии Мокошь приобрела многочисленные и разнообразные функции, прежде всего — богини судьбы. Можно сравнить часть ее имени со славянским словом «кош», что означает «судьба», «жребий». Находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. Древний, известный многим народам символ человеческой судьбы — нить, которую прядет божественная пряха. У славян такой богиней-пряхой была Мокошь. В более поздние времена она стала восприниматься как покровительница и помощница всех женщин-прях. Считалось, что о её присутствии говорит жужжание веретена. Она представлялась длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе. В жертву Мокоши приносили снопы льна и вышитые полотенца.
Мокошь почиталась также как богиня урожая. По мнению исследователей, часто встречающаяся в народных вышивках стилизованная женская фигура с руками, оберегающим жестом обращенными к земле, — это и есть изображение Мокоши.
То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название - мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини - покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая [потому что собирательство, а затем, на первых порах, земледелие (огородничество) - были чисто женским занятием?].
Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня. Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества.
Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.
Макошь связана с культом воды и дождя, она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась "звездой" женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь - богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях - богиня судьбы.
Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь [тем более, что пятница - не только день Макоши, но и день Венеры].
Символы и животные Макоши
Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет - Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.
Животные - кошка. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая.
Лиса – священное животное богини Макоши. Считалось, что Макошь может превращаться в лису, что лиса не только животное, посвященное Макоши, она ее сущность, ее ипостась. Чаще всего с ней можно встретиться в утренних или вечерних сумерках, в период "межвременья", когда мир людей теснее всего соприкасается с миром волшебства. Лисица обитает на опушках лесов, то есть в пограничных областях. Поэтому она может служить проводником в волшебный мир. Встреча с ней может означать, что перед вами откроется доступ в этот волшебный мир.
Лисий хвост - символ управления творческими силами. Если сосредоточиться только на работе творческих энергий, то можно без труда выполнить любой, пусть даже самый неожиданный и крутой поворот в своей жизни. Хвост также помогает лисице согревать нос и лапы, обретая тепло и уют в самом себе. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой.
Лисица-сестрица всегда в женском образе, поэтому куму сравнивают с собирательным образом девушки. У наших предков существовало поверье, что предрассветные проблески света есть дух Макоши, которая следит за нашим миром.
Мокуша в народном орнаменте
Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке, где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой. Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде - весна и начало лета); богиня с опущенными руками - покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли - лето и осень).
Часто в вышивке её сопровождают две фигуры. Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях: некогда владычицы мироздания - небесные лосихи или Рожаницы - Лада и Леля.
Спутницы Макоши
В наставлениях против язычества средневековые писари очень часто ставили Макошь рядом с берегинями и вилами. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.
Мокошь и ее дочери как богини судьбы
Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы. По поверьям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча) [Лада и Леля?].
Доля и Недоля
По-другому судьба и несудьба, удача и неудача. Одно из основополагающих философских противопоставлений в славянском мировоззрении. Наравне с правдой — кривдой, правым — левым, близким — далеким. В сознании древних славян это были две сестрицы, девы судьбы, — небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную. Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая.
Дни в честь Макоши
Посвященный ей праздник отмечался в начале ноября — на рубеже осени и зимы [почти в Хэллоуин]. В этот день девушки ткали особое полотно. Называлось оно обыденным, то есть изготовленным в один день. К работе приступали рано утром — теребили лен, пряли, ткали, белили, выполняя весь годовой цикл женских работ. Культ Мокоши, особенно среди женщин, сохранялся очень долго.
День Макоши отмечается осенью - 26 октября [по старому стилю?].
Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) - 10 мая.
Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши, который по традиции отмечается 8 января.
Праздники, связанные с древними верованиями в Макошь, после христианизации были перенесены на христианскую святую, но имеют прямое отношение к языческим праздникам: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).
По пятницам, и в случае с Макошью и в случае с Параскевой, женщинам запрещается ткать, шить, прясть, купаться и купать детей. По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами, накануне [в "чистый четверг"] подметают пол, чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами. Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).
Другие образы Макоши
У Макоши были и иноземные аналоги:
· Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств),
· Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты) [отсюда английское Fridy - пятница (День Фрейи и планеты Венеры)],
· Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви) [римский вариант - Венера, этрусский - Уни]. [Думаю, и Деметру можно в аналоги записать.]
Другие языческие образы Макоши
· Мать сыра земля — самый важный персонаж в славянской мифологии с праславянских времен. Язычники обожествляли природу, поэтому им необходимо было персонифицировать самые главные жизненные силы и они представляли Мать сыру землю человекоподобным существом. Ее внешность должна была напоминать человеческую: волосами были травы, кустарники, цветы, деревья; скелетом и костями — скалы; жилами — корни; воды рек — кровью. Она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, сотрясаясь землетрясениями, она радовалась солнцу, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась весной, она умирала, обожженная засухой… И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Она помогала верным своим сыновьям. Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери сырой земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины.
· Дидилия - богиня женщин. Дидилия — богиня женщин [как Макошь?]. Она всячески помогала им в их нелегкой женской доле. Самое большое несчастье женщины — бесплодие, и Дидилия старалась избавить от него как можно больше женщин. Бесплодные женщины ей усердно поклонялись. Но особенное покровительство она оказывала, конечно, беременным женщинам. Она была их самой значительной защитницей от болезней и несчастий. Дидилия покровительствовала также благополучным родам и воспитанию младенцев. Дидилия изображалась молодой, прекрасной, цветущей женщиной, увенчанной драгоценными камнями. Такая статуя украшала ее храм в Киеве. Один кулак у нее был сжат, что знаменовало трудности родов, а другой разжат: это означало благополучное разрешение. Богине жертвовали цветы, плоды и новорожденных ягнят, телят, поросят. По прошествии какого-то времени их отдавали бедным.
· Золотая Баба - покровительница повитух и домашнего очага. Золотая Баба — одна из самых древних славянских богинь. Ее культ со временем сильно менялся, но сущность ее почитания сохранялась во многих вариантах, поскольку ее сфера находится в основе всей жизни человечества. Это богиня тишины и покоя, домашнего благополучия, покровительница повитух, повивальных бабок, помогающих женщинам разрешиться от бремени, а также и всех женщин — созидательниц, тружениц, хранительниц счастья. Ее изображала статуя в виде красивой, сильной женщины. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Статуя стояла в храме. Почтение к богине было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы. Ей кланялись в землю и тем надеялись ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути. Ее атрибутами, в частности, были гусли и другие музыкальные инструменты, от которых постоянно слышались звуки, нежные и тихие, или погромче и увереннее. По этим звукам можно было предсказывать будущее. Таким образом эту богиню можно считать пророчицей. [Богиня судьбы Макошь?]
· Параскева Пятница - христианский образ Макоши. Пятница — продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Позднее культ Пятницы соединился с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных славян и сохранил некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян Пятница — персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг [день Зевса-Тора-Перуна] — Пятница [день Геры?-Фрайды-Макоши], воспроизводящей более древнюю Перун — Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт — нечет и мужской — женский. Пятница иначе называлась Льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля, т.е., 14 октября нового стиля — дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. В случае нарушения запретов она может покарать болезнями глаз и другими бедами. Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси.
Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Льняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей или Льяниха - прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает - "пятница". Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную "рокировку". Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях. К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы - Freitag.
Христианская Параскева Пятница, которая так схожа с Макошью и носит её черты, лишь только на словах остаётся христианской святой. Например, даже сейчас часовни, иконы и различные статуи, которые посвящены этой святой, ставят вблизи рек и водоёмов, что делали и наши предки относительно идолов Макоши. Параскеву также называют покровительницей женщин или «бабьей святой», «бабьей заступницей», что ещё раз доказывает, что именно в нашей культуре образ той изначальной Параскевы практически полностью изменился. От той самой Параскевы из Турции (города Конья) ничего не осталось, а на деле, народ просто стал называть Макошь другим именем, дабы не прогневать довлеющую длань карающей церкви. Если в начале прошлого тысячелетия, христианские деятели ещё пытались как-то бороться с традициями, которые загадочным образом перенеслись с Макоши на Параскеву - пятничные обряды, моление о дожде и так далее, то впоследствии церковь с этим как будто смирилась, и до сих пор христиане, даже такие, которые с большим негативом относятся к язычеству, почитают не настоящую святую Параскеву, а богиню Макошь, которую переименовали в Параскеву.
Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением "старой" и "новой" богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после христианизации, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того, чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года. Из всех этих и многих других свидетельств мы можем понять, что люди, принимая новую религию, ни за что не хотели расставаться со своими Богами.
Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли. К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых:
· церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году;
· церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.;
· церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее.
Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница. Само же имя "Мокошь" после христианизации не забылось, а перешло на домашнего божка (как и в случае с Родом, который после крещения Руси из всемогущего создателя превратился в домового). Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками. Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить.
Подготовка к вышивке
Главное в каждой обережной вышивке, и это касается не только Макоши – правильно выбранная схема. Приступать к выбору надо только в хорошем настроении и с добрыми мыслями. Нельзя брать первую попавшуюся схему для вышивания, стоит рассмотреть несколько вариантов. Только та вышивка макошь, которая вызовет теплые душевные чувства, поможет своей хозяйке и оправдает свое предназначение. При выборе схемы оберега нужно руководствоваться внутренним чутьем – оно должно быть полностью позитивным. Если возникает сомнение или что-то не нравится – ни в коем случае нельзя вышивать оберег по такой схеме.
Макошь изображается только вышивкой крестом. Редко встречаются схемы, на которых изображена только богиня. Вместе с ней на оберег наносятся различные цветочные орнаменты и дополнительные защитные символы. Это могут быть славянские руны или чертоги стихий подобранные к Макоши. Их не должно быть много – нельзя пытаться вышить универсальный амулет, для защиты от всех бед и болезней. Несовместимые символы могут нейтрализовать влияние друг друга. Гармоничным будет присутствие кошки или пчелы: они являются символами богини. Растения хозяйка может подобрать с учетом своего здоровья (синие васильки – улучшают зрение).
Подбор материалов
Макошь вышивается крестом на ткани или специальной канве для вышивки крестом. Цветовая гамма Макоши – это зеленый и желтый. Идеальным вариантом будет использование желтых ниток и зеленой канвы. Есть несколько выходов из ситуации, если не удалось приобрести материал нужного цвета:
· вышить вокруг Макоши рамочку зелеными крестиками;
· полностью заполнить ними белый фон.
Для выполнения оберега можно использовать только изготовленные из натурального сырья виды тканей и нитей для вышивки: лен, хлопок, шелк, шерсть.
У каждой нитки есть особенности: хлопковые – обеспечивают постоянную защиту; шелковые – сохраняет ясную голову и решает профессиональные неурядицы, карьерные трудности; шерсть – помогает людям, которые уже пострадали от зла и недобрых мыслей, но не подходит для изображений звезд, птиц, растений; лен – успокаивает душу и мысли, усиливает такое влияние вышивка древних орнаментов.
Категорически неприемлемо использование синтетических материалов – в них не содержится жизненная энергетика. Синтетика не приносит пользы и считается мертвым материалом.
После приобретения нужных материалов их следует очистить, избавить от возможной негативной энергии. Для этого прополосните нитки и канву в теплой воде без применения моющих средств, после чего дайте высохнуть естественным путем.
Когда можно начинать обережную вышивку
Работу по изготовлению оберегов следует начинать в определенные дни лунного цикла. Если цель – избавление от чего-то (болезней, волнения, семейной вражды) луна должна быть убывающая. В случае — роста или прибыли (здоровья, счастья, успеха) – растущая.
Наиболее удачными днями для начала вышивки макошь являются 10 и 14 дни растущей луны. Стойкое желание творить – это верный признак правильной поры. Не обязательно весь день посвятить этому занятию – в правильный день рекомендуется проложить первые 10 крестиков и оставить работу. В дальнейшем нет ограничений – главное чтобы занятие приносило радость и удовлетворение.
Не следует начинать работу над оберегом в плохом настроении, при болезни или в определенные женские дни. Относительно последнего, есть мнение, что если в такой период женщина чувствует себя отлично и находится в хорошем расположении духа, то вышивать не запрещается. Ничто не должно отвлекать от процесса вышивания (включенный телевизор, шум на улице, разговор с подругой). Некоторые мастерицы зажигают восковую свечу на время работы. Если самочувствие плохое и работа не приносит удовольствия – следует отложить вышивку до лучшего времени.
Технические хитрости
Начинать вышивку следует из областей, полностью зашитых крестиками и постепенно переходить к маленьким деталям схемы. Можно обойтись и без пялец, но они помогают равномерно натянуть и зафиксировать канву, а после легко удерживаются одной рукой. При вышивании оберегов нельзя закреплять концы нитей узелком. Поэтому удобно использовать парное количество нитей — 2, 4. Когда нить закончилась, надо с помощью иглы аккуратно завести ее концы по уже вышитые крестики. Очень аккуратной будет изнанка готовой вышивки, если выполнять вышивку не поворотными рядами – вправо-влево, а полностью вышить рисунок полукрестиками, не отрывая нить, а затем вернуться обратно. Таким образом, не придется делать переходы, а выполнять обратное вышивание по уже сделанным полукрестикам будет очень просто. Может возникнуть надобность оставить работу на какое-то время (сон, домашние заботы). В таком случае не надо оставлять иголку воткнутой в канву с оберегом (используйте подушечку игольницу). На ночь лучше убирать вышивку в корзинку или сундучок для рукоделия.
Оформить вышитый оберег Макошь можно в виде картины, паспарту, подушечки или книжной закладки. Для этого оберега не является обязательным постоянно контактировать с владелицей, просто находясь в доме, он будет оказывать доброе влияние на всех домочадцев, привлекать в дом счастье, удачу и достаток.
Приметы и суеверия связанные с вышивкой Макошь
При создании оберега Макошь имеют место разные «происшествия», которые требуют спокойного неспешного решения: путаются нитки – аккуратно распутать, использовать ножницы можно только в крайнем случае; если в вышивку вкралась ошибка – распустить участок и вышить его заново (распарывать ножницами нельзя). Есть также примета – по трудным участкам вышивки, где особенно путались или рвались нитки, можно оценить проблемы вышивальщицы. Это могут быть хронические недуги или негативные реакции (аллергия, неурядица в семье). В случае постоянных проблем с вышивкой, лучше отложить ее, видно сейчас не пора еще для этого оберега и помощи от него не дождешься. Упрямство в таком случае может привести к негативным последствиям для мастерицы.
Самым первым самостоятельно вышитым оберегом для женщины должна быть макошь. После этого можно создавать их в качестве подарков знакомым. Чтобы происходил обмен позитивной энергией и обереги действительно помогали, за них берется символическая плата.
Использование и уход
Оберег, как и любая другая вещь, нуждается в уходе и очищении. Нет каких то сроков для проведения ритуала очищения. Владелица Макоши интуитивно почувствует, что уже пора. Простейший способ – ручная стирка в проточной воде с детским или обычным мылом, допускается предварительное замачивание. Противопоказано применение стиральной машины. Самым правильным для оберега, будет проведение очищения с помощью трех стихий: воды, воздуха и огня. Для его проведения надо подержать его в проточной воде (в городских условиях подойдет и открытый кран), дальше подержать в холоде и высушить у открытого огня или на солнце. Бывает, что оберег теряется, в вышивке изнашиваются нити или сломается рамка оформления. Такое событие не повод для грусти, а признак того что он отслужил и выполнил, то для чего предназначался. Если желаемое достигнуто – его можно отдать одной из стихий (закопать в землю, сжечь или пустить по воде). Вышивка Макошь направлена на привлечение и поддержание всего положительного, такие обереги можно хранить годами.