Найти в Дзене

«Визит оркестра»: душевное кино о гастролерах поневоле, одиночестве и надежде

Аэропорт. В быстро пустеющем зале прибытия остается никем не встреченный маленький полицейский церемониальный оркестр из Египта. Лишь фотограф пристает с просьбой сделать фото, да полотер, которому вечно все мешают, обращают внимание на группу мужчин арабской внешности в полицейской форме с чемоданами и музыкальными инструментами в кофрах. Рассказываю о фильме «Визит оркестра» (Израиль, США, Франция, 2007 год, режиссер Эран Колирин). Арабы в Израиле чувствуют себя неловко, опасаются провокаций и стараются достойно представить свою страну и культуру. Раз не встретили — они решают добраться до пункта назначения самостоятельно. Но тут дирижер подполковник Тауфик Закария допускает оплошность — поручает узнать в справочной о ближайшем рейсе молодому и легкомысленному Халеду. Как следовало ожидать, знойный красавчик Халед начинает петь дифирамбы симпатичной девушке за стеклом. И оркестр вместо городка Петах Тиква отбывает в отдаленное поселение Бет Хатиква. Сделаю небольшое отступление. В 20

Аэропорт. В быстро пустеющем зале прибытия остается никем не встреченный маленький полицейский церемониальный оркестр из Египта. Лишь фотограф пристает с просьбой сделать фото, да полотер, которому вечно все мешают, обращают внимание на группу мужчин арабской внешности в полицейской форме с чемоданами и музыкальными инструментами в кофрах.

Оркестр в пустыне. Кадр из фильма.
Оркестр в пустыне. Кадр из фильма.

Рассказываю о фильме «Визит оркестра» (Израиль, США, Франция, 2007 год, режиссер Эран Колирин).

Арабы в Израиле чувствуют себя неловко, опасаются провокаций и стараются достойно представить свою страну и культуру. Раз не встретили — они решают добраться до пункта назначения самостоятельно. Но тут дирижер подполковник Тауфик Закария допускает оплошность — поручает узнать в справочной о ближайшем рейсе молодому и легкомысленному Халеду.

Как следовало ожидать, знойный красавчик Халед начинает петь дифирамбы симпатичной девушке за стеклом. И оркестр вместо городка Петах Тиква отбывает в отдаленное поселение Бет Хатиква.

Местные жители как минимум удивлены. Кадр из фильма.
Местные жители как минимум удивлены. Кадр из фильма.

Сделаю небольшое отступление. В 2000-м году мне довелось побывать в Израиле. Наша тургруппа остановилась в Вифлееме, а мне нужно было съездить в Иерусалим, чтобы встретиться со знакомыми, переехавшими туда жить из России. Гид вызвала мне такси с веселым водителем-арабом. Общались мы с ним на английском. Я пыталась втолковать, что в Иерусалиме мне нужен район Пат.

— Йес, Бат, Бат! — бурно радовался водитель.

«Ноу Бат — Пат», — терпеливо разъясняла я, потому что воображение уже рисовало картину как я выбираюсь из неведомого Бата. Уже потом мне объяснили, что в арабском языке нет глухих звуков, только звонкие.

Эта фонетическая особенность и подвела Халеда, а следом за ним и весь оркестр, который оказался в маленьком еврейском селении посреди пустыни, где, по словам местных, вообще нет культуры — ни арабской, ни еврейской, никакой. И отеля, чтобы переночевать, тоже нет. И обратный автобус — только завтра.

Халед (справа) и его новые знакомые. Кадр из фильма.
Халед (справа) и его новые знакомые. Кадр из фильма.

А вокруг настороженные местные жители, которые исторически привыкли видеть в арабах врагов. Кто-то даже привык на них смотреть из башни танка (и теперь эти фото на стене хочется деликатно прикрыть).

И сейчас на незваных гостей в форме и при погонах жители поглядывают подозрительно, несмотря на то что они приехали не с оружием, а с кларнетами, скрипками и контрабасами в руках.

Музыка многое делает понятным. Кадр из фильма.
Музыка многое делает понятным. Кадр из фильма.

Это фильм о том, как музыка и культура в целом сближают людей, разобщенных политической ситуацией. Он об общечеловеческих ценностях, которые одинаково понятны людям разных культур и взглядов. Ведь такие понятия, как боль утраты, одиночество, чувство вины перед близкими, ответственность за детей — не требуют перевода.

Фильм камерный, неторопливый, разговорный и про отношения. Про то, как люди помогают друг другу сделать нужный шаг — признаться в любви или дописать «зависший» на одной ноте концерт. Про то, что за внешней строгостью и правильностью может скрываться разбитое сердце.

И про то, что передать острое чувство одиночества под силу одной только музыке.

Смотрели? Заинтересовались?

#кино круглый год #кино #визит оркестра #комедия драма #рецензия