На рубеже 17-18 веков родной дядя Петра I по материнской линии Лев Нарышкин начал в Москве строительство нового каменного Знаменского храма, с виду напоминающего праздничный торт. Одновременно в подмосковном селе Нарышкиных, Филях, строилась – в этом же стиле – церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно эти сооружения и стали началом зарождения нового стилевого веяния в архитектуре — нарышкинского (или московского) барокко.
Нарышкинское барокко существовало в московском регионе с 1680-х по 1710-е и чуть дольше — на периферии России. Этот стиль по сути является результатом заимствования западного стиля барокко в архитектуре, начавшегося в нашей стране накануне петровских преобразований.
Сегодня искусствоведы предпочитают использовать именно название «нарышкинский стиль», ведь русские мастера заимствовали не всю целостность барочного стиля. Кроме европейского барокко, в нём присутствуют элементы маньеризма, готики, ренессанса и романтизма. Всё это сливается с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси.
Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Они не нарушали ясного членения пространства.
Когда патриарх Никон издал особый указ по унификации формы храмов (мы уже рассказывали об этом запрете в посте о шатровых храмах):
Указ закрепил каноны храмового строительства. Таким образом, именно разнообразное варьирование декора стало главным в нарышкинском стиле, хотя роль этого богатства для конструкции зданий оставалась символической, знаковой. Функционально излишние надстройки, фальшивые фронтоны, чрезмерная пышность украшений указывали на европейский вкус заказчика, служили выражением культурных интересов, но не могли выражать собственно перехода к архитектуре Нового времени.
Как правило, нижний этаж барочных церквей прост в отделке, а верхний — пышный. Это наглядно иллюстрирует идею о земном и небесном мирах. Нарышкинские здания устремлены вверх и окутаны волнами узоров. Их наличники, кронштейны, фасады украшены замысловатым орнаментом, восходящим к русской традиции.
О зодчих, создававших архитектурные шедевры нарышкинского барокко, известно очень немногое. Историкам удалось выяснить, что многие из них были выходцами из Речи Посполитой, куда, по мнению, исследователей проникали центрические мотивы храмового строительства из Италии эпохи Возрождения. Также это объясняет тот момент, что барочные здания российской столицы так напоминают западноукраинские и польские храмы, в них видны и элементы белорусской народной декоративной культуры.
Сегодня известны лишь несколько имён тех архитекторов: крепостные крестьяне Яков Бухвостов и Пётр Потапов, а также сподвижник патриарха Никона Сергей Турчанинов. Большинство этих зодчих были самоучками.⠀
Было интересно? Ставьте 👍
В следующий раз мы подробнее расскажем вам о самых известных храмах нарышкинского барокко, построенных в Москве.
И оставайтесь на связи:
Наш канал на Дзен:
Наш канал Телеграм:
https://t.me/armoscow
#armos #россия #russia #храмы #архитектура #нарышкинскоебарокко #история #искусство